Второе тело человека по системе Патанджали называется пранамайя коша, это энергетическое тело, тело энергии. Второе тело состоит из электрических полей. Вот для чего нужна акупунктура. Это второе тело более тонкое, чем первое, и люди, которые начинают двигаться от первого тела ко второму телу, превращаются в поле энергии, необычайно привлекательное, магнетическое, гипнотическое. Если вы подойдете к этим людям, вы почувствуете себя освеженными, обновленными.
Если вы подойдете к человеку, который живет только в теле пищи, вы будете чувствовать себя плохо, он будет высасывать вас. Вы часто сталкиваетесь с такими людьми, которые как будто высасывают вас, и после того как они вас оставили, вы чувствуете себя разбитыми, вы чувствуете себя плохо, в вас создается такое ощущение, как будто бы кто-то вытягивает из вас энергию. Первое тело сосет, первое тело очень грубое, поэтому если вы слишком много живете в первом теле, то вы будете чувствовать себя всегда обремененными. Вы будете чувствовать в себе напряжение, вы будете чувствовать скуку, сонливость, у вас не будет энергии, вы будете всегда чувствовать, что вам энергии не хватает, и вы всегда будете чувствовать, что у вас недостаточно энергии, которая может быть использована для высшего роста.
Такой вид людей, первый вид людей, которые ориентированы на аннамайя кошу, живет для того, чтобы есть. Они едят, едят, и в этом заключена вся их жизнь. Они остаются своего рода детьми. Первое, что делает ребенок, когда приходит в этот мир — он всасывает воздух, и потом сосет молоко. Первое, что должен ребенок делать, когда приходит в этот мир — это обеспечить свое тело пищей. Если человек привыкает к еде, он остается ребенком, его рост прекращается.
Второе тело, пранамайя коша, дает вам новую свободу, дает вам больше пространства. Второе тело больше, чем первое, оно не ограничено физическим телом, оно находится внутри физического тела и снаружи физического тела также, оно окружает вас как тонкая атмосфера, аура энергии. Теперь в Советской России они открыли особую фотографию, которая может сфотографировать энергетическое тело. Они назвали эту энергию биоплазмой, но в точности это — прана, энергия, жизненная энергия, которую даосы называют «ци». Её теперь можно сфотографировать, теперь это практически стало научным феноменом.
Вот почему йоги настаивают так много на чистоте дыхания — потому что пранамайя коша составляет тонкую энергию, которая путешествует внутри вместе с вашим дыханием. Если вы правильно дышите, ваша пранамайя коша остается здоровой, целостной и живой. Такой человек никогда не чувствует усталости, такой человек всегда способен сделать что-то, такой человек всегда восприимчивый, всегда готов отвечать на определенную жизненную ситуацию, готов принять вызов. Он всегда готов. Вы никогда не сможете обнаружить, что он к чему-то не готов, ни в какое мгновение. Он не планирует будущее, нет, у него столько энергии, что бы ни происходило, он готов встретиться с этим. Он истекает энергией. В тай-чи действует пранамайя коша. Пранаяма действует в аннамайя коше.
Словарь Йоги
Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.
Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.
На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.
От автора
Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.
На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.
Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.
Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.
Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.