Патанджали приводит следующий список знаний и способностей, возникающих в результате фиксации разума, саньямы (см.):
Знание прошлого и будущего. Достигается саньямой на тройственном изменении предметов: изменениях их сути, качеств и условий.
Понимание значения звуков, издаваемых животными. Достигается саньямой на различии звука и слова, объекта и значения.
Знание предыдущих воплощений. Достигается рассмотрением тенденций развития привычек, шаблонов состояния (санскар, см.).
Знание содержимого ума (читта, см.) других людей. Достигается рассмотрением их ментальных образов.
Погруженное состояние. Достигается саньямой на форме тела, волей к избавлению от привязанности к ней и разделения видения и глаз. Многие интерпертируют погруженное состояние как невидимость тела, однако некоторые придерживаются позиции, что это означает покидание тела во время транса и перемещение в тонком теле. В Индии распространено убеждение, что великие йоги способны по своей воле становиться невидимыми, дабы оградить свой покой, однако возникает разница во мнениях, осуществляется ли это путем управления эфиром в окрестности тела, либо наведением иллюзии на наблюдателя. С точки зрения йога это скорее представляется вопросом силы воли, чем осознанными манипуляциями, подобно присущим всем нам неосознаваемым функциям тела, такми как ходьба, при которых тело подчиняется воле разума, как только в нем возникает умственный образ хождения и он подтверждает действие, отображаемое образом.
Знание момента смерти. Достигается саньямой на двух формах кармы (см.): зарождающейся и скрытой. Другим способом является правильная интерпретация знамений: чего-либо необычного или проявляющегося за обычными пределами восприятия.
Различные формы силы. Достигаются саньямой на симпатии, дружелюбии, и т.п. Эти добродетели должны воспитываться намеренно, до тех пор, пока их ощущение не станет осознанным и хорошо известным, после чего на них можно медитировать. В этом случае чрезвычайно уместно изречение о том, что добродетели должны воспитываться во имя самих добродетелей.
Физическая сила и различные качества других существ. Достигаются саньямой на образе слона и этих существ. Существует древний афоризм о том, что человек становится тем, о чем думает. Человек способен стать Мастером, медитируя на мастерстве мастера, равно как человек становится более человечным, постигая, что означает быть человеком. Созерцание отдыхающей кошки может помочь расслабиться, гальки — придать плавности, столба — укрепить в твердости.
Знание крошечно малых, скрытых и удаленных предметов. Достигается распространением развитого видения или рассмотрением предметов внутренним видением, возникающим при закрытых глазах. В этом случае имеет место только рассматривание, но не воображение и не запрашивание, которые могут исказить ясновидение.
Не должен человек ожидать и видений, ибо результат может прийти в словесной или символичной форме, или в виде ясной мысли или идеи. Существование способности подобного ясновидения можно проверить. Возьмите двенадцать карт, перемешайте их, разложите в ряд рубашками вверх, закройтее глаза и наблюдайте за тем, что проявляется во внутреннем виденьи. Проверьте и пометьте результат. Повторите это 120 раз. Если вы правильно определяете не менее 10 карт, и это повторяется в большинстве тестов, то в определенной степени вы являетесь ясновидящим. Это свойство быстро развивается регулярными упражнениями. Необходимо сделать следующее предупреждение: во время опытов не размышляйте и не беспокойтесь о том, удается вам это или нет, растет ли ваша способность; можно позволить себе думать об этом только по окончании всего набора проверок, всех 120 раскладок.
Во внутреннем видении, за закрытыми глазами, возникают образы внешних объектов. Сосредотачивая внутренний взор на макушке головы, возможно увидеть совершенных созданий, пребывающих вне человечества, а также обретать предвидение, знание будущего, и находить ответы на другие сокровенные вопросы.
Патанджали утверждает, что саньяма может проводиться на чем угодно и приводить, подобно ясновидению, к тому, что сейчас называют психометрией, то есть знанию других объектов, связанных с предметом рассмотрения. Так, например, когда коробочка с небольшим предметом была выслана почтой в другой город, где ее показали ясновидящему, он не только увидел предмет в коробочке, но и магазин, где его продали, человека, купившего предмет, и много других связанных с этим событием образов.
Что касается самого человека, то следует особо отметить саньяму, направленную на сердечный центр. Она приводит к обретению знания собственного характера и склонностей и развивает чувствительность по отношению к окружающей жизни.
Для йога, нацеленного на достижение цели человеческой жизни, наиболее важной является саньяма, направленная на постижения подлинного Я человека. Прозрение и интуиция, относящиеся к объективным предметам, хотя и являются признаками силы обращенного вовне разума, но тем не менее представляют собой препятствия к успеху его высшего созерцания.
Левитация достигается саньямой на жизненном ветре, именуемом удана (см.).
Яснослышание проявляется как результат саньямы на связи слухового аппарата и эфира (акаша, см.). В этой практике необходимо особое внутреннее намерение, так как слух является наиболее духовным и наименее внешнеориентированным восприятием.
Астральные перемещения достигаются саньямой на связи тела и эфира (акаша, см.), или на чем-то легком и свободном, например на кусочках ваты.
Власть разума над материей достигается саньямой на объективном предмете, проводимой в пять стадий, означающих постижение его объективного характера, ли формы; составляющих его субстанций (то есть, стихий земли, воды, и так далее); его более тонкой, чем материальные проявления, природы; его отношений с другими предметами; и его назначения и извлекаемой из него пользы. Первые три ступени связаны с тройственностью Объект, Качество, Действие (см.), а две последние — с его взаимоотношениями с другими объектами. Они приводят также к развитию власти над стихиями, совершенствованию тела, неподверженности его влияниям земли, воды, и других элементов.
Словарь Йоги
Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.
Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.
На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.
От автора
Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.
На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.
Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.
Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.
Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.