Это имя нельзя путать с Брахманом. Брахма, согласно "Пуранам", есть тот аспект Божественного Единства, или Бога, который ответственен за акты творения, в смысле возрождения и сохранения материальной стороны всех вещей; его можно также назвать субстанцией-силой, включающей материю, энергию и законы природы. Современные авторы определяют этот источник силы, субстанцию как энергию, воплощающую прошлое в настоящем, или всеобщий закон инерции (как инерции покоя, так и инерции движения). Этот цельный и устойчивый образ мира представляет собой область, подвергающуюся непрерывному изменению под воздействием всех инкарнированных разумов (которые относятся к Вишну, см.), а новая складывающаяся картина мира вновь становится предметом заботы и стимула существования Брахмы. Таким образом, мир представляет собой состояние "целенаправленного восприятия идей", а устойчивость и постоянство мира обеспечивается вечнопроявленной силой и деятельностью Брахмы.
Символически Брахма изображается сидящим на полностью раскрывшемся цветке лотоса, длинный стебель которого произрастает из пупка Великого Божества, его источника. Таким образом, считается, что Брахма, эта основа, или Бог, и результаты его деятельности (материальная сторона вещей) облекаются силой и подчиняются задаче, поставленной Великим Божеством, которое есть необусловленная причина и первичная основа всего сущего. Слово "Брахма" происходит от корня, означающего "расширяться, распространяться". Из этого следует связь этой силы с материальной стороной существующего, которая характеризуется атрибутами протяженности и пространства.
Отношение йога к этому аспекту, или силе Божества является отношением противодействия, ибо йог стремится преодолеть в себе любую склонность к подчинению прошлому, и должен научиться управлять своим телом, эмоциями и низшим разумом (читта), а все эти явления представляют собой характерные свойства материального.
В целом, эта идея очень тесно согласуется с концепцией Трех Логосов, возникшей в гностических течениях Греции, Ближнего Востока и у ранних христианских гностиков.
Словарь Йоги
Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.
Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.
На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.
От автора
Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.
На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.
Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.
Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.
Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.