Бодхи (санскрит) — просветление, пробуждение или осознание. Произошло от глагола будх, что означает пробудиться, осознать, понять. Бодхи Йога — это техника просветления, научно обоснованная гармоничная система практик самосовершенствования человека.
Отличительная черта практики – осознанное применение универсальных, научно обоснованных и высокоэффективных методик работы с телом, эмоциями и сознанием для достижения просветленного состояния, когда устранены все негативные омраченные состояния на уровне физического тела, эмоций, желаний, мыслей, концепций, восприятия в целом.
Занятия по Бодхи Йоге разделены на три этапа:
Первый этап — укрепление здоровья. Очищения эмоционального плана и выделительных систем организма: работа животом - выпячивания, втягивания; комплекс асан начального и среднего уровня с короткой фиксацией около 3-5 дыхательных циклов в асане; дыхательные практики - пранаяма начального уровня; созерцательные практики тратака, медитация на чакрах; Йога Нидра.
Второй этап — оптимизация психофизического потенциала и гармоничная проработка энергоструктуры занимающихся. Практики очищения ума, очищение респираторной системы и поля восприятия; комплекс асан простого, среднего и сложного уровня с разными вариантами дыхания и бандх; пранаямы среднего уровня сложности; медитативные практики; йога осознанных сновидений.
Третий этап направлен на достижение устойчивого просветленного состояния тела и сознания. Практика трансформации основных психокомплексов, оптимизация состояния печени, почек и кровеносной системы; энергодинамические практики цигун; комплекс асан простого, среднего и сложного уровня в сочетании с пранаямами, бандхами и крийями; глубокая внутренняя работа с восприятием. Во всех практиках этого уровня учатся испытывать широкий спектр глубоких озарённых, а затем и просветленных восприятий. Используются медитативные практики, связанные с остановкой ума и проработкой структур подсознания; осваивается йога тонкого тела практики внетелесного осознания.
Словарь Йоги
Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.
Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.
На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.
От автора
Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.
На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.
Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.
Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.
Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.