Почти все первоначальные занятия йогой являются волевой йогой и направлены на подготовку к следующему важному шагу — спонтанной йоге. О ней нет никаких письменных источников, потому что она передаётся от учителя к ученику, но к ней можно придти самому, в результате регулярной практики йоги и стремлению познать себя. Метод получения её от учителя является наилучшим, так как более точный и быстрый. Однако найти настоящего учителя не просто.
Обычная волевая Йога является только подготовительным этапом к Спонтанной Йоге. Инициация в Спонтанную Йогу происходит непосредственно от учителя к ученику. Как это происходит? Авторитетный Гуру пробуждает спящую в ученике силу. В результате чего ученик и выходит на уровень спонтанной Йоги. Спонтанная Йога ведет его к суперсознанию, где душа освобождается от пут физического тела и страданий. Это указывает на начало реальной практики Йоги.
Когда искатель вступает на путь спонтанной Йоги, все волевые усилия отбрасываются. Теперь ключевым словом должно быть сдаюсь. Нужно тотально, полностью сдаться проснувшейся жизненной силе. Это можно сделать через расслабление и отбрасывание всех волевых усилий, исходящих от эго, ума, интеллекта. Волевые усилия удерживают человека на поверхности бытия, на уровне физического тела. В то время как следование за Праной ведет вглубь самого себя, в глубь бытия, вглубь тонкого тела к спонтанности. Это дает опыт других измерений бытия. Искатель должен следовать путем волевой Йоги до тех пор пока не встретит реального Гуру и не получит посвящение в спонтанную Йогу.
Волевая Йога нужна для укрепления тела и подготовки его к пробуждению Праны. Волевая Йога нужна для начинающих, поддержания здоровья и спортивной формы. Как для укрепления жизненной силы, так и для практики спонтанной Йоги необходим целибат, умеренность в еде, практика волевой Йоги и минимальное время для сна.
Словарь Йоги
Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.
Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.
На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.
От автора
Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.
На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.
Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.
Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.
Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.