Термин Агни-йога был впервые услышан супругами Николаем и Еленой Рерих от жителей гор во время экспедиций по Центральной Азии. Этот термин означает Слияние с Божественным Огнём или Путь к такому Слиянию. Огонь в данном контексте, это подобное пламени состояние Наивысшего Божественного Сознания, которое Оно может принимать.
Рерихи развили Учение Агни-йоги и принесли его в Россию и другие страны, поэтому теперь термин Агни-йога существует в неразрывной связи с их именами.
Супруги Рерих были очень удачной парой: он — страстный путешественник и талантливый живописец, она — верная его спутница, обретшая к тому же пророческую способность — способность обоюдного разговора с Богом. Результатом этих святых бесед стали дневники Елены Рерих.
Что представляют собой эти записи? Они — очень неоднородны, зачастую трудны для восприятия, текст во многих местах не отредактирован литературно, глубочайшие истины перемежаются с явными шутками Бога и длинными наборами фраз, лишённых смысла. Почему так?
Дело в том, что, по замыслу Бога, эти записи вовсе не предназначались для опубликования именно в таком виде: Он указывал издать лишь тематические выборки из них.
Причина же качественной неоднородности текста состоит в следующем. Бог, тренируя пророческую способность Елены Рерих, настаивал на ведении именно систематических, ежедневных записей. Но для этого не всегда оказывался актуальный на данный момент материал. И тогда ожидавшей слова Господа Елене Рерих давались — что типично в таких случаях — просто почти бессмысленные потоки красивых фраз.
А шутки типа: ноги холодеют оттого, что вся энергия пошла на разжигание сердца, преподносились, лишь чтобы в трудные минуты ободрить усталых путников.
Ещё одной, требующей специального упоминания особенностью текстов является расширение границ терминов «огонь», «огненность» также и на просто психоэнергетические процессы и явления. Делалось это с целью задать настрой энергичности, пафоса борьбы. Но для понимания Учения читателю следует дифференцировать понятия Божественного Огня — и «огненных» проявлений психической деятельности людей и духов.
«Огненной» энергичностью пронизаны все тексты «Живой этики», а также изумительные по силе выразительности живописные творения Николая Рериха. И это явилось одной из сильнейших черт начатого через Рерихов духовного движения.
Движение Агни-йоги внесло весомый вклад в духовное пробуждение людей, прежде всего, России, оказавшихся жертвами атеистического насилия со стороны КПСС, а затем выродившейся до уровня народных сказок доминирующей религиозной идеологии. В ценнейших указаниях, которыми наполнены книги «Живой этики», Бог в очередной раз дал людям разъяснения о том, что такое Бог, человек, эволюция, смысл жизни, показал возможность достижения Совершенства, выхода из круга страданий, возможность познать Его, Бога, достичь высшей реализации себя в Слиянии с Ним.
Агни Йога состоит из пятнадцати томов, множество комментариев и работ учеников и последователей этого учения не исчерпывают всего основного материала, данного в этих книгах. Учение это, поистине, мировое, оно может сравниться по значению с движением Христианства или других таких же крупных мировых течений у истоков своего развития. Начало записей первой книги учения началось 24 марта 1920 года в Лондоне. Этот день теперь празднуется последователями учения как день единения в духе, как начало нового года достижений и как день приношения Учителю своих лучших начинаний. История развития движения Агни Йоги начинается с Нью-Йорка, где Рерихи учредили несколько просветительских организаций в 20-30-х годах XX века. После, благодаря неустанной работе самой Елены Ивановны и ее мужа Николая Константиновича весть нового Учения распространилась и в Западной Европе, и в Южной Америке, и в Прибалтике, в Китае и, конечно, в России и в Индии, где они жили после центральноазиатской экспедиции 1925-1928 гг.
За работу над Учением с энтузиазмом взялись все члены семьи Рерихов, не только Елена и Николай, но и два их сына Юрий и Святослав. Проведение в жизнь заветов Учения и распространение его в мире стало смыслом их жизни. Темам Агни Йоги посвящены множество картин самого Николая Константиновича, художника неповторимо богатого и утонченного духовно, что, конечно же, отражалось в его палитре и образах полотен. Еленой Ивановной было написано множество писем своим корреспондентам по всему миру с целью разъяснить моменты учения. В долине Кулу, где долгое время жила семья, был учрежден Институт Гималайских Исследований Урусвати, где проводились новейшие исследования в области целого ряда наук и куда приезжали и приходили ученые со всего мира, чтобы поддержать необычную по масштабам работу института.
Старший сын великих родителей - Юрий героически выполнил свою миссию. Будучи глубоким и вдумчивым востоковедом и зная многие языки в совершенстве, он вернулся в Россию - тогда в Советский Союз - чтобы принять должность в Институте Востоковедения в Москве и принести весть нового мира и Огонь нового Учения на родину, в Россию. Это был завет, данный ему его родителями, который он исполнил, уйдя из жизни, к сожалению, рано - в 57 лет.
Младший сын - Святослав был также проникнут идеей Учения и много помогал старшим. Святослав - художник, как и его отец. Картины С.Н. Рериха сохранили облики его родителей. Это правдивые рассказы о великих людях нашей эпохи, они колоритны и наполнены любовью к моделям.
Наименование статьи | Автор | |
---|---|---|
Йога Айенгара | Бел Гиббс | 5711 |
Хатха-Йога обратная сторона медали | Андрей Сидерский | 4164 |
Тибецкая сердечная йога | Майкл Роуч | 2521 |
Агни Йога | Владимир Антонов | 2453 |
Аштанга Виньяса Йога | 2389 | |
Пауэр Йога | 2347 | |
Хатха-Йога - Звезда Айенгара - 1988 год | Елена Федорова | 2128 |
История трансформации Йоги | Виктор Сергеевич Бойко | 1945 |
Истоки философии Йогов | Рамачарака | 1863 |
Становление Йоги в обществе – поиск состояния счастья | Виктор Сергеевич Бойко | 1737 |
Термин Агни-йога был впервые услышан супругами Николаем и Еленой Рерих от жителей гор во время экспедиций по Центральной Азии. Этот термин означает Слияние с Божественным Огнём или Путь к такому Слиянию. Огонь в данном контексте, это подобное пламени состояние Наивысшего Божественного Сознания, которое Оно может принимать.
Основателем этой школы является Шри Кришна Паттабхи Джойс, ученик Кришнамачарьи. Шри Кришна Паттабхи Джойс родился в полнолуние в июле 1915г., на Гуру Пурниму. В его родной деревне, Ковшика, рядом с городом Хасаном в штате Карнатака, проживает около 500 человек и имеется одна главная улица. На одном конце улицы стоит храм Вишну, совсем рядом с домом Паттабхи Джойса. На дальнем конце улицы, всего в 100 метрах, находится небольшой храм Ганапати, а прямо напротив него, храм Шивы.
Философия, берущая истоки в Индии сильно переплетается с философией Йоги. Точнее сказать сама Йога является продуктом философии Индии в древности. Согласно легендам на земли Индии 10 000 лет назад пришли люди арийской расы, где были и заложены основы всех мировых философских школ и направлений. Получается, что Йога может быть результатом изысканий древней загадочной расы или еще более древним таинственным знанием.
Йога Патанджали была ассимилирована и модернизирована множеством индийских (и не только) религиозных систем, школ, направлений и сект, именно поэтому она предстаёт сегодня перед нами в виде огромного количества приёмов и техник, связь между которыми зачастую не прослеживается. Более того, при внимательном анализе множества исторических модификаций йоги проступает некая подоснова, которая и является предметом данного исследования.
Метод Айенгара, получивший признание за точность и внимание к деталям, предполагает выполнение асан (поз) и пранаяму (контроль дыхания). Благодаря высокой степени сосредоточенности на том, чтобы правильно расположить тело и конечности, кости и мышцы, мозг работает лучше и быстрее. Это приводит к тому, что возникает состояние «медитации в движении ». Занимающиеся йогой прилагают все усилия, чтобы достичь этого состояния полного физического контроля над телом, ясности ума и наивысшего умиротворения.
Фундаментом школы является Аштанга Виньяса йога, жесткая и динамичная методика, предложенная гуру Паттабхи Джойсом в шестидесятых годах прошлого века. Основательница Силовой йоги американка Берилл Бендер Берч некоторое время обучалась у знаменитого мастера, а в 1995 году предложила свой собственный взгляд на йогу, как на инструмент для совершенствования тела.
Долгое время духовное совершенствование считалось возможным только в виде подчинения воле Бога, и Церкви – его наместнику на земле. Покорённый, но не понятый Восток начал обратное завоевание Запада. Первоначальные слухи о чудесах йогов явились из жемчужины британской короны – Индии. К сожалению, на Западе йога приобрела первоначальную известность не в качестве практики, но как религиозная философия.
Около тысячи лет назад древнее искусство йоги пришло в Тибет из Индии, где оно появилось на свет в незапамятные времена. Оно стало стремительно набирать популярность: по всей стране, как грибы после дождя, возникали замечательные комплексы упражнений для занятия йогой. Практика йоги называется «Тибетская сердечная йога» и принадлежит школе гелуг — традиции далай-лам Тибета.
Времена меняются. Йога начинает завоевывать официальное признание в 1986 году. Открываются границы. А это значит – расширяются возможности ее изучения. В 1988 году Минздрав СССР впервые отправил в Индию официальную делегацию для изучения йоги и йогатерапии. В статье изложен рассказ о первом официальном посещении Индии с целью ознакомления с Йогической системой.
В Индии, Таиланде, Вьетнаме и других государствах Юго-Восточной Азии именно хатха-йога в древние времена использовалась как одна из высших ступеней подготовки отборных воинов - воинов-магов, чье участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором. Хотя в среде эзотерических романтиков на Западе принято считать, что йога и искусство ведения войны никогда не имели никаких точек соприкосновения.