Йога — глубокий, действенный подход к жизни. Методики этого учения оказали воздействие на буддизм, джайнизм, суфизм, созерцательное христианство. Отождествление йоги с индуизмом ошибочно, так как она не принадлежит ни к одной из мировых религий и сама не является таковой. Скорее йогу можно назвать глубоким духовным опытом, порождающим религиозность. На практическом уровне — это методология проникновения в глубины человеческой природы и осознания тонкостей духовного и материального. То, что многие ассоциируют йогу с индуизмом, объясняется просто: исторически сложилось так, что первые йоги были выходцами из Индии, чаще всего индусами. Теперь ситуация начинает меняться. В наши дни это учение все большее распространение получает на Западе, в частности, в Великобритании и Соединенных Штатах. Однако наиболее «рафинированное» развитие йоги пришлось на последнее тысячелетие и выразилось в форме китайского и японского дзэн-буддизма.
Йога включает в себя совокупность методик, каждая из которых имеет свои особенности. Их объединяют общность цели и конечный результат. Цель йоги заключается в освобождении человека от ненужных страданий и беспорядка в мыслях. Результат — в достижении покоя, умиротворенности, остроты восприятия. Мир, радость и счастье; богатая, полная свершений жизнь. Йога — это скорее опыт духовной жизни, чем религия, глубоко практическое, а не теоретическое учение. Любое философское понятие, имеющее отношение к йоге, базируется на практическом опыте. Великие адепты йоги — не только мистики и провидцы, но и ученые, демонстрирующие на практике силу своего призвания. Основной побудитель йоги — вера, однако одной лишь веры недостаточно для достижения результата. Необходимы также объективный самоанализ, строгая самодисциплина и глубокое самопознание.
Три фактора делают йогу особенно привлекательной. Во-первых, для занятий йогой нужны лишь желание и опытной наставник. Все остальное и так есть у каждого: тело, сердце и разум. Не требуется никакого специального оборудования или помещения — минимум места и немного времени. Во-вторых, результаты занятий начинают сказываться немедленно и становятся все более глубокими и очевидными по мере освоения йоговской практики. Постепенно ум и тело дисциплинируются настолько, что печаль и тревога сменяются ощущением совершенного счастья. И это чувство является истинным. В-третьих, йога доступна всем, вне зависимости от таланта, интеллекта или творческих способностей. Не имеют значения и возраст или здоровье: главное — желание и готовность постоянно совершенствоваться. Гибкость, сила и выносливость играют второстепенную роль. Любой человек — высокий или низкий, полный или худой — может получить от йоги желаемый результат.
Если вы занимаетесь регулярно и последовательно, позитивные изменения не заставят себя ждать. Вы станете более гибкими, сильными, энергичными, приобретете душевное спокойствие, заметно улучшится ваше дыхание, кровообращение и пищеварение, в глазах появится яркий блеск, кожа станет гладкой и шелковистой, мышцы будут в тонусе, вес тела нормализуется, вы сможете ясно мыслить и легко излагать свои мысли. Вы научитесь концентрироваться, приобретете спокойствие, уверенность, открытость, воспитаете в себе честность и воздержанность, наконец, сделаетесь оптимистом, умеющим ценить жизнь и быть ей благодарным.
Йога — это ключ к полной жизни, умение с радостью и энтузиазмом встречать любые ее проявления. Однако каждый идет здесь своим путем. Некоторые быстрее достигают физического прогресса, другим легче дается духовный и психологический рост. Но, в совокупности и того и другого, йога все же направлена на совершенствование разума и души. Лучше избегать конкретных целей, устоявшихся и лишенных реалистичности канонов. Не стоит и намечать себе «вехи», оглядываться на других и сравнивать себя с ними. Только работа над собой принесет вам истинное удовольствие, а не то, насколько быстро вы сумели приобрести гибкость, силу и выносливость. Все это придет со временем и практикой.
Награда за занятия столь щедрая, что просто удивляют люди, которые не занимаются йогой. Это объясняется следующим: на Западе йогу представляли прежде всего академики, а не сами йоги. В результате вокруг нее был создан ореол эзотерического мистицизма, что является весьма произвольной трактовкой. В первую очередь йога — это средство освобождения и развития скрытого потенциала человеческого тела и духа; такая оптимизация и гармонизация дает человеку возможность жить более глубокой, богатой, творческой и приносящей радость жизнью. Что касается мистико-эзотерической стороны йоги, то это лишь один из многих аспектов, который искусственно выделяется людьми, склонными к мистицизму и культуре, активно поддерживающей культ эзотерики в жизни. Такой подход все меньше импонирует современному западному миру. Сторонникам мистики и посвященности лучше съездить в Гималаи, где этот аспект йоги не исчез окончательно, как почти исчез в Индии. Занятия йогой прежде всего улучшают нашу обычную повседневную жизнь, это не средство ухода от реальности, а пропуск в самое сердце действительности, где мы начинаем видеть.
«В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка, В единой горсти — бесконечность, И небо — в чашечке цветка». Именно такое радостное восприятие жизни позволяет оценить всю ее щедрость и глубину.
Йога есть не что иное, как метод объединения тела с духом. Это тот предмет, которым нужно заниматься практически, его нужно испытать самому, только теоретическое знание не подходит для эволюции. Опыт есть непосредственное знание, он действует как толчок для дальнейшего пылкого и энергичного следования этому искусству и науке. Йога это универсальная культура, так как она подходит любому, независимо от возраста, пола или национальной принадлежности.
Мудрец Патанджали в древности сформировал восемь основополагающих принципов, на которых должно базироваться познание самого себя посредством Йоги. Он также называл это поиском души. Большинство людей впервые начинают знакомство с Йогой с Асаны - третей ступени, что является неверным с точки зрения мудреца. Прежде чем подвергать свое тело и сознание воздействию Асаны, будущим йогинам следует понять и принять принциы первых двух ступеней.
Йога признает существование бога как теоретически, так и практически. Для Патанджали бог имеет более практическое, чем теоретическое значение. Он полагает, что поклонению богу должно придаваться огромное практическое значение, поскольку оно может быть использовано в качестве одного из многих средств окончательного достижения самадхи-йоги - сосредоточения, или сдерживания ума.
Согласно Патанджали, йога состоит из восьми ступеней. Каждая из них особая, но все они являются элементами единого целого. Соединяясь, эти восемь ступеней образуют истинную йогу.
Первые пять ступеней (яма, ниияма, асана, пранаяма и пратиахара) известны как дисциплины йоги. Они готовят тело, очищают разум и чувства, чтобы человек мог перейти к следующим трем ступеням (дхарана, дхиана и самадхи), которые иначе называют знаниями йоги.
Йога включает в себя совокупность методик, каждая из которых имеет свои особенности. Их объединяют общность цели и конечный результат. Цель йоги заключается в освобождении человека от ненужных страданий и беспорядка в мыслях. Результат — в достижении покоя, умиротворенности, остроты восприятия. Йога — это скорее опыт духовной жизни, чем религия, глубоко практическое, а не теоретическое учение.
К великому сожалению, почему то во всех современных учениях связанных с духовным развитием (и в Йоге в том числе) вносится резкое разделение материи и духа, отделяется от материи духовная природа, изначально культивируя в человеке духовные переживания изолированно от материи и таким образом внося дисбаланс в Единый Мировой Союз Взаимообмена (Абсолют). Даже в приведенном вначале определении говорится, что Йога — совокупность определенных практик для развития психического и духовного состояния!
Человек высокоразвитое существо со сложным биохимическим и энергетическим строением. Мы занимаемся изучением себя всю нашу историю, и будем этим заниматься в будущем, пока не обнаружим или не разрешим вопрос, который (в случае полного общественного признания) может подвести к краю существования всю нашу цивилизацию. Этот вопрос примерно звучит так: В чем заключается смысл жизни человека?
Душа содержит внутри себя все потенциальные возможности, и по мере того как человек развивается, он открывает новые энергии и новые качества в своей жизни. Если посмотрите кругом, то увидите, что физические тела различных людей развиты в разной степени. Некоторые сильные, другие слабые, некоторые худые, другие толстые. Долг каждого развитого человека тренировать свое тело до высочайшей степени совершенства, так чтобы оно могло быть использовано для занятий с целью духовного продвижения.
Наши внешние возможности всегда ограничены нашим ограниченным внутренним знанием. Но если мы практичны во внутренней жизни, другими словами, если мы молимся и медитируем, то мы будем обладать безграничным внутренним знанием. Тот, кто обладает внутренним знанием, имеет свободный доступ к бесконечной истине и вечно длящейся радости, и он может легко управлять своей внешней жизнью.
Человек не ограничивается только эмоциями, интеллектом или действиями. Человек — это совокупность. Когда интеллект, чувства и действия находятся в гармонии друг с другом, тогда появляется настоящий человек. Постарайтесь понять интеллектом, почувствовать сердцем и применить в действии полученное здесь от Учителя. Глубокое интеллектуальное убеждение — это чувство, глубокое чувство — действие