Душа содержит внутри себя все потенциальные возможности, и по мере того как человек развивается, он открывает новые энергии и новые качества в своей жизни.
Человек может появиться и функционировать на нескольких планах в соответствии с его эволюцией. Большинство людей этого века могут проявиться только на низших планах. Высокие планы используются только некоторыми продвинутыми людьми, хотя каждый человек, как бы он ни был слабо развит, потенциально обладает всеми высшими первоосновами.
Несмотря на то, что физическое тело является наинизшим и грубейшим проявлением человека, оно составляет основу для роста на настоящей стадии развития. Тело — это храм живущей в нем души. И для того чтобы сделать его совершенным инструментом, нужно хорошо научиться управлять им.
Если посмотрите кругом, то увидите, что физические тела различных людей развиты в разной степени. Некоторые сильные, другие слабые, некоторые худые, другие толстые. Долг каждого развитого человека тренировать свое тело до высочайшей степени совершенства, так чтобы оно могло быть использовано для занятий с целью духовного продвижения. Одним из наиболее важных аспектов изучения в философии йоги является вопрос, как подчинить тело интеллектуальному контролю ума. Мудрец Патанджали в своих "Афоризмах йоги" определяет йогу как сочетание модификаций принципов мышления, достигаемых различными методами или способами, такими, как контролирование дыхания и статичные позы, каждый из которых тесно связан с разумом.
Эта связь подтверждается нашим ежедневным опытом. Когда человек погружается в глубокое раздумье, дыхание замедляется. Временная остановка ментальной активности усиливается пропорционально замедлению дыхания, в случае удушья ментальная активность прекращается до момента восстановления дыхания. Полное исчезновение рассудка происходит при смерти тела. Эти рассуждения доказывают, что ум, жизненно важное дыхание и тело связаны непосредственно. Ум и тело есть инструменты, с помощью которых мы получаем весь жизненный опыт.
Существуют различные виды йоговской практики, при которых Бог постигается различными путями. Но психические изменения и жизненно важное дыхание всегда берутся под контроль. Предпосылками йоги являются мораль, установка на духовность и регулярная практика йоговских упражнений. Одна из форм йоги — хатха йога уделяет первостепенное внимание физическому телу, которое является средством существования и активности души. Чистота ума невозможна без чистоты тела, в котором он функционирует и через которое он подвергается воздействиям. Итак, в философии йоги отдается предпочтение мобилизации тела и контролю жизненной энергии.
Первые три процесса предназначены для тренировки грубого физического тела. Следующие три этапа: дыхание, приведение ума в спокойное состояние и концентрация предназначены для усиления и контроля второго вместилища души — астрального тела. Медитация — седьмой процесс — используется для преодоления границ как физического, так и астрального тела. Здесь душа работает в каузальном теле, тончайшем из всех вместилищ души.
В этом теле душа может выражаться ясно и знать свою силу и потенциальную возможность, потому что здесь ум и "эго" функционируют только в ограниченной степени. В конечной стадии души ничего не связывает. Здесь душа как чистое сознание имеет полное выражение, т. к. она уже преодолела все ограничения и барьеры своих вместилищ, своих тела и ума. В эхом состоянии душа или дух вместо души объединяется с Богом или вселенским духом.
Душа или дух является неделимым целым. Ум и тело, являясь активной энергией души, которая происходит из души и приносит индивидуальное сознание, являются частями целого. Таким образом, сознание или душа, становясь неизменной в одном аспекте, изменяется в другом аспекте в активную энергию, проявляясь как ум и тело. В конечной стадии душа снова осознает ее действительную природу через отрицание скрытой первоосновы — тела — ума.
Йога есть не что иное, как метод объединения тела с духом. Это тот предмет, которым нужно заниматься практически, его нужно испытать самому, только теоретическое знание не подходит для эволюции. Опыт есть непосредственное знание, он действует как толчок для дальнейшего пылкого и энергичного следования этому искусству и науке. Йога это универсальная культура, так как она подходит любому, независимо от возраста, пола или национальной принадлежности.
Мудрец Патанджали в древности сформировал восемь основополагающих принципов, на которых должно базироваться познание самого себя посредством Йоги. Он также называл это поиском души. Большинство людей впервые начинают знакомство с Йогой с Асаны - третей ступени, что является неверным с точки зрения мудреца. Прежде чем подвергать свое тело и сознание воздействию Асаны, будущим йогинам следует понять и принять принциы первых двух ступеней.
Йога признает существование бога как теоретически, так и практически. Для Патанджали бог имеет более практическое, чем теоретическое значение. Он полагает, что поклонению богу должно придаваться огромное практическое значение, поскольку оно может быть использовано в качестве одного из многих средств окончательного достижения самадхи-йоги - сосредоточения, или сдерживания ума.
Согласно Патанджали, йога состоит из восьми ступеней. Каждая из них особая, но все они являются элементами единого целого. Соединяясь, эти восемь ступеней образуют истинную йогу.
Первые пять ступеней (яма, ниияма, асана, пранаяма и пратиахара) известны как дисциплины йоги. Они готовят тело, очищают разум и чувства, чтобы человек мог перейти к следующим трем ступеням (дхарана, дхиана и самадхи), которые иначе называют знаниями йоги.
Йога включает в себя совокупность методик, каждая из которых имеет свои особенности. Их объединяют общность цели и конечный результат. Цель йоги заключается в освобождении человека от ненужных страданий и беспорядка в мыслях. Результат — в достижении покоя, умиротворенности, остроты восприятия. Йога — это скорее опыт духовной жизни, чем религия, глубоко практическое, а не теоретическое учение.
К великому сожалению, почему то во всех современных учениях связанных с духовным развитием (и в Йоге в том числе) вносится резкое разделение материи и духа, отделяется от материи духовная природа, изначально культивируя в человеке духовные переживания изолированно от материи и таким образом внося дисбаланс в Единый Мировой Союз Взаимообмена (Абсолют). Даже в приведенном вначале определении говорится, что Йога — совокупность определенных практик для развития психического и духовного состояния!
Человек высокоразвитое существо со сложным биохимическим и энергетическим строением. Мы занимаемся изучением себя всю нашу историю, и будем этим заниматься в будущем, пока не обнаружим или не разрешим вопрос, который (в случае полного общественного признания) может подвести к краю существования всю нашу цивилизацию. Этот вопрос примерно звучит так: В чем заключается смысл жизни человека?
Душа содержит внутри себя все потенциальные возможности, и по мере того как человек развивается, он открывает новые энергии и новые качества в своей жизни. Если посмотрите кругом, то увидите, что физические тела различных людей развиты в разной степени. Некоторые сильные, другие слабые, некоторые худые, другие толстые. Долг каждого развитого человека тренировать свое тело до высочайшей степени совершенства, так чтобы оно могло быть использовано для занятий с целью духовного продвижения.
Наши внешние возможности всегда ограничены нашим ограниченным внутренним знанием. Но если мы практичны во внутренней жизни, другими словами, если мы молимся и медитируем, то мы будем обладать безграничным внутренним знанием. Тот, кто обладает внутренним знанием, имеет свободный доступ к бесконечной истине и вечно длящейся радости, и он может легко управлять своей внешней жизнью.
Человек не ограничивается только эмоциями, интеллектом или действиями. Человек — это совокупность. Когда интеллект, чувства и действия находятся в гармонии друг с другом, тогда появляется настоящий человек. Постарайтесь понять интеллектом, почувствовать сердцем и применить в действии полученное здесь от Учителя. Глубокое интеллектуальное убеждение — это чувство, глубокое чувство — действие