Дживамукти Йога — «джива» (санскр.) — душа, «мукти» — освобождение. Это авторский стиль йоги, американца Дэвида Лайфа и его жены Шэрон Гэннон. В основе стиля — Виньяса Шри Паттабхи Джойса, которую Лайф и Гэннон разнообразили новыми сочетаниями упражнений, часто напоминающими танец. В выборе названия отталкивались от санскритского слова дживанмукти - "освобождение при жизни". ". Термин "Дживамукти Йога" отражает тот факт, что вполне можно жить в мире достойной, насыщенной жизнью, развиваясь духовно, и еще при жизни достичь освобождения (самадхи).
Особенности метода
Авторы методики настаивают на необходимости всестороннего развития, поэтому каждое занятие Дживамукти Йогой включает не только хатха-йогу, но также изучение Священных писаний (читают отрывки древних текстов), пение ментр, медитацию и развитие тонкого слуха с помощью красивой музыки.
В центрах Дживамукти Йоги пропагандируют вегетарианство. Практика асан в стиле Дживамукти Йоги основана на виньясе — последовательности асан, сочетающихся с дыханием и плавно перетекающих одна в другую.
От авторов направления по методике преподавания Дживамукти Йоги
На занятиях по Дживамукти Йоге вы будете петь "Ом" и санскритские молитвы. Вам нужно будет осознавать свое дыхание и управлять им, изучая технику пранаямы. Вы сможете послушать, как преподаватель читает фрагмент древнего текста по йоге, и участвовать в его обсуждении. Вы будете выполнять последовательность асан, соединенных дыханием и вниманием, и будете медитировать. Вам предложат соблюдать ахимсу (отказ от насилия), включающую в себя вегетарианство. Вас познакомят и с другими внутренними и внешними техниками, которые могут помочь вам достичь состояния йоги: сатсангом (правильным общением), крийя-йогой (практикой очищения) и нада-йогой (утонченным слушанием). И вы будете слушать замечательную музыку!
Хотя в Дживамукти на занятиях акцент делается на хатха-йоге (в ее наиболее развитой эзотерической форме), основу Дживамукти Йоги составляют пять элементов:
Наш метод отличается от других тем, что мы советуем ученикам включать все эти элементы в каждое занятие, а не заниматься асанами отдельно от изучения текстов, пения и медитации. Дело в том, что асаны инициируют в организме биохимические изменения, которые улучшают способность достигать состояния медитации и постигать священные писания. Подобно тому как от чтения букв нужно постепенно переходить к чтению предложений, так и от стремления стоять на голове ученикам необходимо постепенно переходить к духовной практике, ведущей к освобождению.
Йог Шри Кришнапрем как-то описал все духовные пути как тени, отбрасываемые на землю теми, кто учился летать. А мы хотим лететь! Итак, в Дживамукти мы начинаем с пения "Ом".
Мы полагаем, что обучение нужно основывать на древних текстах йоги. Преподаватели йоги должны быть способны понимать смысл изначальных текстов и применять их в современной жизни. Но здесь мы, к сожалению, встретили большое сопротивление, потому что многие преподаватели йоги никогда даже не открывали эти важные труды. На Западе многие, занимаясь йогой, не считают нужным знать священные тексты и верить в них -потому что мы не индусы. Они убеждены, что йога может стать ориентированной на тело, оставаясь по-прежнему благотворной. Мы с этим не согласны, и поэтому в начале занятия поем "Ом".
Другая причина, почему мы поем слог "Ом", - он не означает абсолютно ничего. Он не относится ни к какой религии или секте. Для этого он слишком прост. "Ом" (АУМ) состоит из трех основных звуков, которые может произнести человек: а, у, м. "Ом" сразу выводит из царства интеллекта. Он - вне мыслей и поэтому ничего не означает. Он освобождает сознание, позволяет в начале занятия почувствовать, что можно выйти за пределы мышления.
Занятия Дживамукти Йогой требуют больших физических усилий; это - словно идти по лезвию бритвы. Вызов, брошенный предвзятой оценке своих способностей, помогает выйти за пределы ограничений, наложенных вашим умом. Учитель Дживамукти Йоги посоветует вам посвятить плоды этой энергичной практики Богу - в любой форме, которую вы считаете удобной для выражения благодарности Ему.
Чтобы выявить ваше сопротивление своей глубинной природе, методы йоги должны быть достаточно сложными. Ваша истинная природа - блаженство, но, когда преподаватель просит, чтобы вы завели ногу за голову, в этот момент вы можете сопротивляться своей блаженной природе и отождествиться с физическим дискомфортом напряженных сухожилий и раздражением, связанным с этой просьбой.
Если такое сопротивление вынести на свет и наблюдать беспристрастным умом, оно довольно быстро уходит. Большинство из нас имеет тенденцию отождествляться со своими проблемами. Мы отождествляемся с борьбой эго, которое убеждено, что счастье можно получить из внешних источников. Методы йоги перемещают фокус сознания подальше от индивидуального эго и его борьбы -чтобы мы могли вновь соединиться с глубинной природой нашего существа, которая есть блаженство. Мы начинаем понимать, что длящееся счастье -внутри нас. Начиная зависеть только от внутреннего, мы становимся независимыми.
Эффект
Практика достаточно жесткая, каждое занятие — вызов самому себе. Однако именно это дает требуемый результат — ученик каждый раз выходит за рамки своих ограничений, все больше осознавая, что все ограничения иллюзорны.
Хороший эффект дает сочетание различных техник саморазвития. Теоретическая часть занятий настраивает практикующего на нужный лад, физическая практика помогает на своем опыте постичь то, что о чем говорит теория.
Кому подходит
Людям с хорошей физической подготовкой, столкнувшимся с тем, что только физических упражнений недостаточно для дальшейшего саморазвития. Практикам йоги, ищущим возможность совместить жесткую работу с телом и тонкую работу с умом.
Кому не подходит
Физически ослабленным, пожилым и очень больным людям, а также тем, кто предпочитает заниматься йогой без особого погружения в индийскую философию.
По материалам книги "Дживамукти йога. Описание стиля йоги.". Авторы: Гэннон Ш., Лайф Д.
Наименование статьи | Автор | |
---|---|---|
Кундалини Йога | 12320 | |
Детская Йога | 9718 | |
Пауэр Йога - Силовая Йога | 7076 | |
Йога для беременных | Иван Сычев | 6090 |
Агни Йога | Марченко Наталья | 5053 |
Инь Йога | 4665 | |
Дживамукти Йога | 4612 | |
Йога Нидра | 4062 | |
Йога Айенгара | 3894 | |
Бихарская Школа Йоги | 3782 | |
Крийя Йога | 3484 | |
Карма Йога | 3415 | |
Аштанга Виньяса Йога | 3008 | |
Йога Пилатес | 2705 | |
Выбираем направление и стиль Йоги | 2698 | |
Йога Патанджали | 2680 | |
Нади Йога | 2552 | |
Свастха Йога | 2522 | |
Шивананда Йога | 2334 | |
Беби Йога - Йога для малышей | Розанна Каллиабетсос | 1974 |
Свара Йога | Свами Сатьянанда | 1963 |
Агни Йога - это живой родник, бьющий для утоления жажды нового человека шестой расы, нарождающегося на планете Земля. Новая эпоха Водолея несет очищение нашего сознания от корысти и самости эгоизма со всеми сопутствую- щими этому греху недостатками. Обновленное сознание вступает в новый век Майтрейи, который дает нам знание на пороге прыжка в неведомое. В перелом- ный момент развития планеты дано учение Агни Йоги с высот духовного опыта.
Основателем этой школы является Шри Кришна Паттабхи Джойс (род. 1915), ученик Кришнамачарьи. Это достаточно «суровое» направление по требованиям, предъявляемым к физическим возможностям практикующим. Имеется в виду требования не к гибкости, а к общим ресурсам организма (степень функциональной нагрузки). Однако Паттабхи Джойс не желает адаптировать систему под ограниченные возможности учеников, так как, по его мнению, это приведет к профанации метода.
Занятия беби-йогой помогают родителям научиться лучше понимать нужды своих детей. Родители или те, кто ухаживает за детьми, учатся читать "подсказки" малышей путем наблюдения за их реакциями во время занятий. Любящее обращение с малышами на занятиях включает сухой массаж, мягкие последовательности из йоги, подъемы и спуски, поддержки, что приносит удовольствие и является расслаблением и растяжкой для мамы.
Практика хатха-йоги в данной школе представляет собой выполнение небольшого объема асан, очистительных процедур и пранаям. Практика в основном ориентирована на терапевтические цели. Зато значительная роль отводится понятию Кундалинии и работе с этим аспектом индийской метафизики.
Каждый из существующих в настоящее время стилей имеет свою специфику, ставит перед практикующим определенные задачи и акцентирует внимание на том или ином аспекте йогического знания. Главная задача человека, впервые открывающего для себя удивительный мир йоги, состоит в выборе идеально подходящей для него методики, в зависимости от личных предпочтений, основополагающей цели и состояния здоровья.
Детская йога представляет собой комплекс занятий на основе хатха-йоги или фитнес-йоги, которая создает все условия для гармоничного и грамотного роста. Если рассматривать детство как непрерывную цепь изменений и преобразований, от физических до мировоззренческих, то и подход, применяемый на занятиях йоги, и содержание этих занятий будет несколько различаться в зависимости от возраста.
Дживамукти Йога — «джива» (санскр.) — душа, «мукти» — освобождение. Это авторский стиль йоги, американца Дэвида Лайфа и его жены Шэрон Гэннон. В основе стиля — Виньяса Шри Паттабхи Джойса, которую Лайф и Гэннон разнообразили новыми сочетаниями упражнений, часто напоминающими танец. В выборе названия отталкивались от санскритского слова Дживанмукти - "освобождение души при жизни". Термин "Дживамукти Йога" отражает тот факт, что вполне можно жить в мире достойной, насыщенной жизнью, развиваясь духовно, и еще при жизни достичь освобождения (самадхи).
Самый мягкий и щадящий путь к достижению внутренней гармонии - Инь Йога. Вы научитесь правильно расслабляться и успокаивать тело и разум особенно эффективно. Инь Йога (она же Йин Йога) – идеальный метод для снятия напряжения. Начав практиковать Инь Йогу, Вы и сами не заметите, как станете удивительно спокойны и уравновешенны. Достаточно длительная продолжительность выполнения асан дает возможность сосредоточиться на своих ощущениях.
Йога Айенгара считается одной из самых мягких статичных методик. Основное внимание она уделяет детальной отстройке правильного положения тела в асанах при помощи массы дополнительных приспособлений – валиков, одеял, кирпичей, которые подкладываются под бедра, спину, голову, ноги для обеспечения комфорта и безопасности в практике. Этот статический стиль уделяет особое внимание отстройке асан – тонкой и скрупулезной работе в позе.
Целью йоги для беременных является относительное улучшение хода беременности, подготовка тела, ума и духа непосредственно к родам. Специально подобранные комплексы упражнений дают женщине возможность управлять своим дыханием, мышцами, настроением. Стоит помнить, что йога для беременных - это обычные физические упражнения, однако направленные не только на развитие тела человека, но и на душу, ум.