Хатха-Йогой называется гимнастическая технология комплексного совершенствования тела и сознания, то есть того набора инструментов, за счет использования которого осознающее существо движется по Пути осознания. Среди многих известных человечеству технологий интегрального совершенствования хатха-йога является одной из самых эффективных.
В шиваистских, буддийских и даосских традициях техники хатха-йоги до сих пор считаются практиками высших уровней и содержатся в строгом секрете. Их раскрывают только особо посвященным.
К примеру, в горных монастырях Непала секретами практики хатха-йоги, как правило, владеют только настоятель и еще один-два ламы высших ступеней посвящения. Обычные монахи и ламы рангом пониже иногда даже не догадываются о самом существовании этих техник в традиции.
В Шаолиньском монастыре в Китае техники хатха-йоги считаются практиками архатов - великих мастеров высочайших ступеней посвящения.
В Индии, Таиланде, Вьетнаме и других государствах Юго-Восточной Азии именно хатха-йога в древние времена использовалась как одна из высших ступеней в технике общефизической и общеэнергетической подготовки отборных воинов - воинов-магов, чье участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором. Эти воины не только в умели модулировать психологический настрой как своих, так и вражеских солдат, но также владели особым воинским искусством - посредством волевых манипуляций намерением они могли формировать ситуации, приводившие к неожиданному стечению совершенно случайных и непредсказуемых, но тем не менее роковых для противника объективных обстоятельств.
До сих пор ритуальными атрибутами странствующих по дорогам Юго-Восточной Азии монахов-шиваитов остаются трезубец и меч. Трезубец - это символ и оружие Шивы. Великий воин и фантастический любовник Шива традиционно считается хранителем и покровителем хатха-йоги.
А меч в ритуальной атрибутике садху - так называют в Индии бродячих монахов - это просто меч... Дело в том, что в старину целые кланы странствующих хатха-йогинов были кланами профессиональных воинов, своего рода "южноазиатских самураев" - средневековых "солдат удачи". Из них составлялись наемные ударные силы в феодальных войнах. Только в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого века английским колонизаторам удалось хоть как-то "усмирить" их и превратить в относительно мирных монахов-бродяг. Так что эпизод с привлечением к битве за правое дело хатха-йогина в Ефремовском "Лезвии бритвы" - отнюдь не случаен. Видимо, писатель достаточно хорошо владел исторической информацией.
В древности и в средние века на территории современной Индии находилось множество отдельных государств, правители которых - раджи - постоянно между собой воевали. И каждый уважающий себя раджа наряду со специальными помещениями для занятий воинскими искусствами и борьбой непременно имел при дворе йога-шалу - специально оборудованное помещение для занятий хатха-йогой. В йога-шале под руководством опытного придворного мастера обучались удивительному искусству йоговской гимнастики будущие мастера-преподаватели хатха-йоги и профессиональные воины-лучники и воины-борцы, составлявшие царскую гвардию. Придворный мастер хатха-йоги обычно являлся хранителем линии тайного знания. В официальной ученой иерархии того времени он имел степень, эквивалентную степени профессора в Европейской университетской традиции, и был одним из самых уважаемых лиц при дворе, учителем и наставником как самого раджи, так и членов его семьи.
Считалось, причем не без веских на то оснований, что мастер хатха-йоги владеет неким особым глубинным знанием устройства Вселенной, недоступным человеку, "не закалившему тело и дух в горниле хатха-йоги". Недоступным по чисто биологическим причинам, поскольку у обычного человека просто не сформированы органы восприятия и свойства сознания, которые необходимы для получения и обработки информации, на основе которой это знание может быть развито.
Интересно, что традиция придворных йогинов-мастеров сохранилась до наших дней. Выдающийся мастер йоги профессор Шри Кришнамачарья был хранителем йога-шалы при дворе майсорского раджи, а основатель и наставник Вишваятан-Йогашрама, великий мастер и учитель йоги Дхирендра Брахмачари - "официальным придворным учителем йоги" семейства Ганди, до недавнего времени правившего Индией.
Не менее интересен другой факт. Оказывается, о хатха-йоге как составной части подготовки отборных воинов, компетентные специалисты отнюдь не забыли, хотя в среде эзотерических романтиков на Западе принято считать, что йога и искусство ведения войны никогда не имели никаких точек соприкосновения. Во время недавней поездки в Индию я познакомился с разработчиком и координатором учебных и тренировочных циклов по хатха-йоге, которые входят в обязательную программу подготовки офицеров и бойцов подразделений специального назначения Индийской национальной службы безопасности, полиции и вооруженных сил.
Оказывается, в этой сфере работает целая команда прекрасно обученных компетентных специалистов. По оценкам экспертов использование хатха-йоги в программе подготовки бойцов спецназа позволяет в пять раз сократить расходы времени, необходимого на специальную психологическую подготовку. Естественно, сведения о том, что такое имеет место, и о том, как это делается, мягко говоря, широкой огласке не предаются. Ибо вся по-настоящему рабочая информация в этой области по-прежнему остается стратегической. К той йоге, которую индусы "сдали Западу", и которая сейчас распространилась в Европе и Америке под кодовым названием "классическая", сами современные индийские специалисты-профессионалы относятся весьма скептически. Они говорят: конечно, для здоровья очень полезно, однако это как бы далеко не классика, а так...
Если вы просто купите билет на самолет и отправитесь в Индию в поисках "настоящей йоги", вы, вероятнее всего попадете на уже проторенную тропу. Она ведет в хорошо организованные пункты выкачивания денег из наивных западных адептов, где вам впарят все ту же "классическую йогу для Запада". Подходы к реально рабочей информации ведут сквозь совсем другие двери. Причем войти в них не так-то просто. Скажем так, на улицу эти двери не выходят - ни на Западе, ни, тем более, на Востоке. Ибо Восток, как известно, дело тонкое.
В 1989 году в Москве проводилась международная конференция по йоге, на которой присутствовали многие мировые светила, вплоть до самого господина Айенгара. Однако Дхирендра Брахмачари - бывший в то время координатором всех связанных с йогой программ при правительстве Индии, - на конференцию не приехал, хотя его и приглашали. Его визит провалился из-за некоторых действий индийского правительства. Говоря проще, господина Брахмачари очень вежливо и корректно не пустили.
Точно так же не приехали ни Шри Йогендра, ни его сын - не менее крупные специалисты в области "реально рабочей хатха-йогической информации". А вы когда-нибудь пытались отыскать оригиналы книги Шри Йогендры "Физкультурное образование в йоге" и работ Дхирендры Брахмачари "Йогасана виджняна" и "Мудра и пранаяма"? Я пытался. Сначала их искали в каталогах библиотек Конгресса США и Британского музея. Безуспешно. Затем я пытался заказывать эти книги тем, кто отправлялся "за йогой" в Индию и Непал. Никаких результатов.
В конце концов, беседуя в очередной раз с нынешним мастером основанного Дхирендрой Брахмачари Вишваятан-йогашрама, я спросил: а вот основные серьезные книги Вашего учителя - их можно где-нибудь купить? Он лучезарно улыбнулся - он всегда лучезарно улыбается - и радостно ответил: "Нет, конечно! Они уже давно закончились. Везде." "А почему их не переиздают?", - поинтересовался я. Он ответил: "А зачем? Теперь другие книги..." И заразительно рассмеялся. Кстати, этот человек - прямой преемник Дхирендры Брахмачари и по-настоящему. Он является старшим тренером индийской национальной команды по йога-спорту. Да, есть и такое... Причем очень давно. Официально как вид йога-спорт оформился лет десять назад, однако неофициальные состязания хатха-йогинов проводились всегда... А вы не знали? Ну, не расстраивайтесь, мы еще много чего не знаем...
И еще одна маленькая деталь. В ответ на приглашение директора йога-центра в Москве приехать в Россию и провести тренинг по хатха-йоге мастер сказал: "А, хорошо!. Только напишите мне приглашение как частному лицу, чтобы там ничего про йогу не было. Иначе возникнут проблемы с правительством. А так я приеду. У вас летом красиво... Потренируемся, я вам еще кое-что расскажу. И для людей занятия проведем... Мне Россия нравится!!! И Украина... И люди у вас хорошие."
Итак, что же, собственно, такое - таинственная хатха-йога - гимнастика мудрых? И чем обусловлена поразительная эффективность этой древней и в то же время удивительно современной уникальной тренировочной технологии?
По материалам книги Андрея Сидерского "Хатха-Йога".
Наименование статьи | Автор | |
---|---|---|
Йога Айенгара | Бел Гиббс | 5711 |
Хатха-Йога обратная сторона медали | Андрей Сидерский | 4165 |
Тибецкая сердечная йога | Майкл Роуч | 2521 |
Агни Йога | Владимир Антонов | 2453 |
Аштанга Виньяса Йога | 2389 | |
Пауэр Йога | 2347 | |
Хатха-Йога - Звезда Айенгара - 1988 год | Елена Федорова | 2128 |
История трансформации Йоги | Виктор Сергеевич Бойко | 1945 |
Истоки философии Йогов | Рамачарака | 1863 |
Становление Йоги в обществе – поиск состояния счастья | Виктор Сергеевич Бойко | 1737 |
Термин Агни-йога был впервые услышан супругами Николаем и Еленой Рерих от жителей гор во время экспедиций по Центральной Азии. Этот термин означает Слияние с Божественным Огнём или Путь к такому Слиянию. Огонь в данном контексте, это подобное пламени состояние Наивысшего Божественного Сознания, которое Оно может принимать.
Основателем этой школы является Шри Кришна Паттабхи Джойс, ученик Кришнамачарьи. Шри Кришна Паттабхи Джойс родился в полнолуние в июле 1915г., на Гуру Пурниму. В его родной деревне, Ковшика, рядом с городом Хасаном в штате Карнатака, проживает около 500 человек и имеется одна главная улица. На одном конце улицы стоит храм Вишну, совсем рядом с домом Паттабхи Джойса. На дальнем конце улицы, всего в 100 метрах, находится небольшой храм Ганапати, а прямо напротив него, храм Шивы.
Философия, берущая истоки в Индии сильно переплетается с философией Йоги. Точнее сказать сама Йога является продуктом философии Индии в древности. Согласно легендам на земли Индии 10 000 лет назад пришли люди арийской расы, где были и заложены основы всех мировых философских школ и направлений. Получается, что Йога может быть результатом изысканий древней загадочной расы или еще более древним таинственным знанием.
Йога Патанджали была ассимилирована и модернизирована множеством индийских (и не только) религиозных систем, школ, направлений и сект, именно поэтому она предстаёт сегодня перед нами в виде огромного количества приёмов и техник, связь между которыми зачастую не прослеживается. Более того, при внимательном анализе множества исторических модификаций йоги проступает некая подоснова, которая и является предметом данного исследования.
Метод Айенгара, получивший признание за точность и внимание к деталям, предполагает выполнение асан (поз) и пранаяму (контроль дыхания). Благодаря высокой степени сосредоточенности на том, чтобы правильно расположить тело и конечности, кости и мышцы, мозг работает лучше и быстрее. Это приводит к тому, что возникает состояние «медитации в движении ». Занимающиеся йогой прилагают все усилия, чтобы достичь этого состояния полного физического контроля над телом, ясности ума и наивысшего умиротворения.
Фундаментом школы является Аштанга Виньяса йога, жесткая и динамичная методика, предложенная гуру Паттабхи Джойсом в шестидесятых годах прошлого века. Основательница Силовой йоги американка Берилл Бендер Берч некоторое время обучалась у знаменитого мастера, а в 1995 году предложила свой собственный взгляд на йогу, как на инструмент для совершенствования тела.
Долгое время духовное совершенствование считалось возможным только в виде подчинения воле Бога, и Церкви – его наместнику на земле. Покорённый, но не понятый Восток начал обратное завоевание Запада. Первоначальные слухи о чудесах йогов явились из жемчужины британской короны – Индии. К сожалению, на Западе йога приобрела первоначальную известность не в качестве практики, но как религиозная философия.
Около тысячи лет назад древнее искусство йоги пришло в Тибет из Индии, где оно появилось на свет в незапамятные времена. Оно стало стремительно набирать популярность: по всей стране, как грибы после дождя, возникали замечательные комплексы упражнений для занятия йогой. Практика йоги называется «Тибетская сердечная йога» и принадлежит школе гелуг — традиции далай-лам Тибета.
Времена меняются. Йога начинает завоевывать официальное признание в 1986 году. Открываются границы. А это значит – расширяются возможности ее изучения. В 1988 году Минздрав СССР впервые отправил в Индию официальную делегацию для изучения йоги и йогатерапии. В статье изложен рассказ о первом официальном посещении Индии с целью ознакомления с Йогической системой.
В Индии, Таиланде, Вьетнаме и других государствах Юго-Восточной Азии именно хатха-йога в древние времена использовалась как одна из высших ступеней подготовки отборных воинов - воинов-магов, чье участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором. Хотя в среде эзотерических романтиков на Западе принято считать, что йога и искусство ведения войны никогда не имели никаких точек соприкосновения.