Советский и российский исследователь йоги, терапевт. Реставратор оригинальной технологии йоги Патанджали, автор книги Йога: искусство коммуникации, создатель Школы йоги Виктора Бойко.
Доказал, что в практике йоги необходимо соблюдать принципы, изложенные в её первоисточнике, Йога-сутрах Патанджали: неподвижность, удобство, расслабление, создание условий для остановки мыслительной деятельности и - базисный — непричинение вреда: отсутствие отрицательных ощущений, как во время занятия, так и вследствие него.
Доказал полную независимость прикладной технологии йоги от идеологических и религиозных учений. Сторонник принципа йога для жизни, а не жизнь для йоги. Много работает над обучением людей пожилого возраста, а также обладателей различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и нервной системы. Выступает против принесения в жертву отечественной культуры ради модных веяний из-за рубежа.
Выполняя асану, сгибаемся до первого ощущения. Как только оно начинает возникать – неважно где – следует остановиться и застыть, намеренно расслабляя мышцы. Если оно начинает «таять» – это правильно. Затем в теле может возникнуть самопроизвольное движение (улучшение формы), нужно позволить ему продолжаться (либо согнуться произвольно, выбирая возникшую «слабину») до касания к новому ощущению и растворение повторить.
Продолжительность выполнения силовых поз определяется согласно следующему принципу: держим асану что называется «до упора», а затем полученное фактически время нужно разделить на пять, это и будет самая продуктивная длительность – двадцать процентов от максимально возможной. Пусть время выполнения и невелико, но, повторив позу несколько раз, в сумме вы имеете то же самое максимальное воздействие, но без перегрузки!
Йога Патанджали была ассимилирована и модернизирована множеством индийских (и не только) религиозных систем, школ, направлений и сект, именно поэтому она предстаёт сегодня перед нами в виде огромного количества приёмов и техник, связь между которыми зачастую не прослеживается. Более того, при внимательном анализе множества исторических модификаций йоги проступает некая подоснова, которая и является предметом данного исследования.
Примерно к тридцати пяти – сорока двум годам время расцвета репродуктивной функции исчерпывается, и человек, как представитель вида, природе больше не интересен. Весть о том, что наше тело смертно, застаёт нас в раннем детстве, и всю последующую жизнь мы никак не можем смириться с этой очевидной истиной. Повзрослев, мы обнаруживаем, что у нас есть сердце, суставы, почки, что всё это может биться, гнуться, ломаться и всячески портиться. Мы начинаем вслушиваться в глубины своего тела.
Многие современные виды «йоги», от начала до конца основанные на личном усилии бессмысленны, поскольку в нелинейной среде, каковой является организм человека «Могут возникать только те структуры, которые в ней потенциально заложены и отвечают собственным тенденциям процессов в данной среде». Американские врачи обеспокоены растущим числом травм, которые люди получают при занятии "современной" йогой.
Отношение Русской православной Церкви к йоге и её последователям в России является крайне своеобразным. Упорные попытки поместить йогу на одну доску с оккультизмом, теософией, «живой этикой», сектантством и прочим «духовным» мусором современности, безусловно, умышлены либо проистекают от незнания сущности предмета. Йога – вещь прикладная, не пересекающаяся с религиозными убеждениями, зато она необычайно полезна для качества жизни.
Полное дыхание йогов начинается с полного выдоха. Затем, лёжа в Шавасане, животом начинаем вдох, брюшная стенка при этом выпячивается вверх – это этап, называемый нижним дыханием. Второй этап: живот останавливается, вверх идёт область солнечного сплетения, слегка расходятся края ребер (наполняются воздухом средние доли легких) – это среднее дыхание. И, наконец, на третьей фазе (т.н. верхнем дыхании)
Долгое время духовное совершенствование считалось возможным только в виде подчинения воле Бога, и Церкви – его наместнику на земле. Покорённый, но не понятый Восток начал обратное завоевание Запада. Первоначальные слухи о чудесах йогов явились из жемчужины британской короны – Индии. К сожалению, на Западе йога приобрела первоначальную известность не в качестве практики, но как религиозная философия.
Дыхательные техники йоги объединяет общее название «пранаяма». В Энциклопедии йоги («Йога-кама») говорится: «Прана – сила, которая поддерживает жизнь». Считается, что прана циркулирует по особым каналам в теле (физиологического соответствия им до сих пор не найдено), являясь разновидностью жизненной энергии. Понятие праны аналогично «ци» в китайской акупунктуре.
Правильность выполнения пранаямы непосредственно влияет на здоровье человека. Если человек без подготовки (регулярное занятия йогой в течении полутора лет), будет практиковать пранаяму, да и без опытного «мастера», (который освоил эту технику и имеет в своем активе успешное обучение других людей), то в лучшем случае, этот йогин, себе не навредит. Поэтому необходимо соблюдать технику безопастности при выполнении пранаямы.