Йога в Википедии определяется как: «понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире».
Однако, к великому сожалению, почему то во всех современных учениях связанных с духовным развитием (и в Йоге в том числе) вносится резкое разделение материи и духа, отделяется от материи духовная природа, изначально культивируя в человеке духовные переживания изолированно от материи и таким образом внося дисбаланс в Единый Мировой Союз Взаимообмена (Абсолют).
Даже в приведенном вначале определении говорится, что Йога — совокупность определенных практик для развития психического и духовного состояния! Все! О том, что эти практики так же, в обязательном порядке, предполагают совершенствование и физического развития — ни слова. Отделили материю и дух даже здесь, в описании целенаправления учения и только в конце описания вскользь и обобщенно упомянули о том что цель йоги все же изменение онтологического статуса человека в мире. И это только на Википедии определение более-менее правильно постарались сформулировать, у остальных же современных гуру или религиозных служителей данная цель вообще не упоминается.
Самое интересное наверно в этом то, что подобные определения полностью противоречат Ведам, при том, что именно Веды есть корень всех направлений в индуизме. Все индуистские учения всегда опираются на Веды и в то же время трактовка этих учений современными гуру отражает совершенно противоположный взгляд. Для примера приведем не двузначную цитату из Риг-Веды для того, чтоб показать отличие учения современных гуру и учения Вед:
«Бессмертное в смертных... это Бог, водворившийся внутри, это энергия, дарующая нам божественные силы» (Риг Веда IV.2.1)
Этот отрывок из гимна ясно дает понятие о том, что материя и дух неразрывно связаны между собой, показывает существующую связь между материей (иллюзорной энергией Майи) и духовным миром и последующее единство в их проявлении. Читая Веды можно понять, что наши предки наставляли нас на дружбу с материей (окружающей средой, природой, своим телом). Ни в коем случает нельзя делать из материи нашего врага, как многие современные религиозные течения нам навязывают. Как сказал великий йог Сатпрем:
«...и теперь Материя берет реванш: мы назвали ее грубой, и она стала грубой. До тех пор, пока мы будем мириться с этим Дисбалансом, для земли нет никакой надежды.»
Еще один немаловажный момент присутствует в современных учениях йоги это искажение самого смысла слова «Йога»! Так практически все современные ашрамы и школы йоги дают перевод слова «Йога» приблизительно так:
Йога (Yoga). Буквально: "Единение". Состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа.
Или:
Слово «Йога» происходит от древнеиндийского глагола, который имел значения «соединять воедино», «объединять», «укрощать», «прикладывать усилие», «подчинять воле», «восстанавливать целостность». Поэтому называть «йогой» ту или иную практику – телесную, психоэнергетическую, религиозно-духовную – есть основания только в том случае, если данная практика приводит к восстановлению некогда нарушенной целостности человеческого существа на всех уровнях – на уровне тела, ума и их непрерывного взаимодействия.
То есть, за очередным красивым, громким, многозначительным и благим определением скрывается все то же разделение как самого индивида так и всего Бытия.
Дан не корректный перевод слова. Более правильный перевод звучит как:
"Йога" имеет общелексическое значение такое как "ярмо", "упряжь". Оно происходит от глагола "юдж" - "впрягать", "запрягать". От этого прямого значения, по аналогии образуются другие прямые значения "связь", и т.д.
То есть «связь» может быть принята в данном контексте не как первичное значение, а как следствие от «упряжь», а это, согласитесь, дает совершенно другое представление.
И чтобы иметь более четкое понятие значения слова «Йога» наверно стоит в первую очередь обратить внимание на то определение которое дается в «Йога-сутрах»:
Йога есть обуздание волнений, присущих уму. «Йога-сутры» 1.2
То есть слово Йога в первую очередь значит «Обуздание». Обуздание определенных колебаний ума, как говорится выше, что приведет в последствии и к разумному обузданию своего тела, а это подразумевает уже выполнение определенных дисциплин! То есть более корректным и обобщенным определением можно сказать: Йога — это свод дисциплин. Следуя тем или иным дисциплинам человек начинает контролировать соответствующие процессы, что приводит в дальнейшем к расширению сознания естественным образом. Или как говорил один из величайших йогов Шри Ауробиндо: «Вся жизнь есть Йога».
Человек становясь на путь к самосовершенствованию начинает выполнять определенные дисциплины на протяжении всей жизни, от дисциплин употребления пищи до дисциплин состояния разума. Ведь единение индивида с Абсолютом это не состояние человека, как утверждается в первом определении поскольку единство мира не зависит от состояния отдельного индивида (было бы смешно) - оно существует во всем! Другое дело — не каждый это единение понимает, осознает и видит.
И соответственно второе определение -где говорится о восстановлении целостности — так же не корректно! Целостность и единство мира не могут быть нарушены, можно только это сознавать или же наоборот — не замечать.
Но главный подвох в этих определениях находится в том, что на подсознательном уровне человеку опять навязывают то, что мир разделен!
Учитывая все вышесказанное очень важно обратить внимание на еще один существенный момент в данном направлении: Сознавая и наблюдая Единство Природы необходимо не вовлечься в еще одно искажение которое так же навязывается в современных религиозных учениях — необходимо сознавать свою Индивидуальность, свою Личность как одно из многоликих проявлений Единого Божественного.
Все сущее составляет единое целое из великого множества индивидуальных проявлений. То есть Единство и Целостность есть в Энергии и процессах Ее проявления, но в этом единстве Энергии существуют индивидуальные проявления этого божественного Единства посредством многообразия личностей. Каждый отдельный человек, таким образом, составляет из себя отражение божественного Единства от набора индивидуальных качеств личности.
Другими словами: каждый индивид воплощает в себе все божественное Целое и так же является частью этого Целого но проявляет из него только то, что в силах (сознательных и подсознательных) его развитой личности согласно законам Абсолюта. Насколько развита личность (развитие, в данном контекст, нужно понимать как комплекс генетического развития, интеллектуального, духовного и физического развития, индивидуальных стремлений)— настолько и проявляются ее (индивидуальной личности) качества. Большинство же современных религиозных учений пытаются уничтожить в личности индивидуальность, индивидуальное сознание и индивидуальные стремления трансформировать в социальные!
Это же огромная ошибка и полное противоречие Ведам! Веды всегда, в первую очередь, культивировали индивидуальное духовное развитие и стремления, развитие и сохранность семейных ценностей но обязательно в союзе и гармонии с окружающей средой, Богом! Для эффективного личного духовного и интеллектуального развития в физическом мире мы обязаны развивать свое личное материальное благополучие, так как материальное благополучие расширяет горизонты возможностей в материальном мире.
Но очень важно не увлечься этой материальной энергией забыв об истинной сущности Бытия: главная цель материального благополучия — сбалансированное развитие личности во всех ее аспектах. То есть материальное благополучие - это только сопутствующий инструмент в материальном мире для достижения более высоких целей! Что представляют из себя эти цели на Земле? Об этом мы поговорим в статье о семейных ценностях, поскольку именно создание и развитие семьи есть один из важнейших элементов в развитии личности.
Очень много в современных религиозных учениях искажений изначальных знаний. Хотел это все описать в одной статье, но вижу, что в одной это все не умещается. Очень важный, в этом моменте является вопрос о насилии, а точнее о культивировании в религиях «не противления злу», «ненасилие», что так же является грубым искажением. Но об этом уже в следующей статье.
Определять причины возникновения и распространения данных искажений выходит за рамки тематики нашего сайта. Цель данной статьи — показать насколько искажено современное понятие о древнем учении на основе Вед и дать более точное видение его основополагающих моментов.
Йога есть не что иное, как метод объединения тела с духом. Это тот предмет, которым нужно заниматься практически, его нужно испытать самому, только теоретическое знание не подходит для эволюции. Опыт есть непосредственное знание, он действует как толчок для дальнейшего пылкого и энергичного следования этому искусству и науке. Йога это универсальная культура, так как она подходит любому, независимо от возраста, пола или национальной принадлежности.
Мудрец Патанджали в древности сформировал восемь основополагающих принципов, на которых должно базироваться познание самого себя посредством Йоги. Он также называл это поиском души. Большинство людей впервые начинают знакомство с Йогой с Асаны - третей ступени, что является неверным с точки зрения мудреца. Прежде чем подвергать свое тело и сознание воздействию Асаны, будущим йогинам следует понять и принять принциы первых двух ступеней.
Йога признает существование бога как теоретически, так и практически. Для Патанджали бог имеет более практическое, чем теоретическое значение. Он полагает, что поклонению богу должно придаваться огромное практическое значение, поскольку оно может быть использовано в качестве одного из многих средств окончательного достижения самадхи-йоги - сосредоточения, или сдерживания ума.
Согласно Патанджали, йога состоит из восьми ступеней. Каждая из них особая, но все они являются элементами единого целого. Соединяясь, эти восемь ступеней образуют истинную йогу.
Первые пять ступеней (яма, ниияма, асана, пранаяма и пратиахара) известны как дисциплины йоги. Они готовят тело, очищают разум и чувства, чтобы человек мог перейти к следующим трем ступеням (дхарана, дхиана и самадхи), которые иначе называют знаниями йоги.
Йога включает в себя совокупность методик, каждая из которых имеет свои особенности. Их объединяют общность цели и конечный результат. Цель йоги заключается в освобождении человека от ненужных страданий и беспорядка в мыслях. Результат — в достижении покоя, умиротворенности, остроты восприятия. Йога — это скорее опыт духовной жизни, чем религия, глубоко практическое, а не теоретическое учение.
К великому сожалению, почему то во всех современных учениях связанных с духовным развитием (и в Йоге в том числе) вносится резкое разделение материи и духа, отделяется от материи духовная природа, изначально культивируя в человеке духовные переживания изолированно от материи и таким образом внося дисбаланс в Единый Мировой Союз Взаимообмена (Абсолют). Даже в приведенном вначале определении говорится, что Йога — совокупность определенных практик для развития психического и духовного состояния!
Человек высокоразвитое существо со сложным биохимическим и энергетическим строением. Мы занимаемся изучением себя всю нашу историю, и будем этим заниматься в будущем, пока не обнаружим или не разрешим вопрос, который (в случае полного общественного признания) может подвести к краю существования всю нашу цивилизацию. Этот вопрос примерно звучит так: В чем заключается смысл жизни человека?
Душа содержит внутри себя все потенциальные возможности, и по мере того как человек развивается, он открывает новые энергии и новые качества в своей жизни. Если посмотрите кругом, то увидите, что физические тела различных людей развиты в разной степени. Некоторые сильные, другие слабые, некоторые худые, другие толстые. Долг каждого развитого человека тренировать свое тело до высочайшей степени совершенства, так чтобы оно могло быть использовано для занятий с целью духовного продвижения.
Наши внешние возможности всегда ограничены нашим ограниченным внутренним знанием. Но если мы практичны во внутренней жизни, другими словами, если мы молимся и медитируем, то мы будем обладать безграничным внутренним знанием. Тот, кто обладает внутренним знанием, имеет свободный доступ к бесконечной истине и вечно длящейся радости, и он может легко управлять своей внешней жизнью.
Человек не ограничивается только эмоциями, интеллектом или действиями. Человек — это совокупность. Когда интеллект, чувства и действия находятся в гармонии друг с другом, тогда появляется настоящий человек. Постарайтесь понять интеллектом, почувствовать сердцем и применить в действии полученное здесь от Учителя. Глубокое интеллектуальное убеждение — это чувство, глубокое чувство — действие