Термин «раджадхираджа» переводится с санскрита как «царь царей». В нашем организме, раджа или царь — это разум, а царем царей, то есть контролирующим фактором всех микрокосмических проявлений является душа или атман, индивидуальное сознание. Следовательно, йога, которая позволяет познать, реализовать атман, называется Раджадхираджа Йогой.
Вдоль позвоночника, на пересечении каналов сушумны, иды и пингалы расположены чакры. Каждая чакра контролирует определенные эмоциональные проявления или наклонности разума (вритти). Если эмоции не сбалансированы, не под контролем, то чакры представляют собой препятствия для движения божественной силы кундалини, их еще называют узлами. Подход Раджадхираджа Йоги состоит в обретении посредством различных методов (как то — яма и нияма, асаны, пранаяма, пратьяхара и др. методов аштанга йоги ) контроля над всеми эмоциями или наклонностями разума. Люди могут контролировать наклонности, связанные с каждой чакрой, а, следовательно, и мысли, которые возникают в их разуме, и свое поведение посредством регулярной практики асан.
Когда все эмоции под контролем, «узлы» чакр развязаны, тогда кундалини может свободно пройти. Параллельно с обузданием чакр, садхака (духовный искатель) совершенствуется в процессе пурушчараны (поднятия кундалини) за счет использования мантры. Используя мантру, искатель сначала, за счет вибрации мантры (мантрагхат), будит духовную силу кундалини и затем создает вакуум в канале сушумны, за счет интенсивной концентрации на идее Бесконечности или идее Бога (мантра чайтанья), и кундалини поднимается подобно тому, как вода поднимается по трубе насоса. Если «узлы» чакр развязаны и имеется надлежащая мантра, полученная в процессе тантрической инициации, искатель обретает состояние просветления. Когда энергия кундалини достигает сахасрара чакры (чакры на макушке головы) цель Раджадхираджа Йоги достигнута.
Согласно традиции в Раджадхираджа Йоге медитации обучают ачарьи-санньясины (монахи), прошедшие специальную подготовку и имеющие большой опыт медитации. Кроме того, они дают ученикам индивидуальный комплекс асан, в зависимости от физических и психических особенностей ученика.
Для духовного развития необходимо здоровое тело, сбалансированные эмоции и сильная нервная система. Асаны, йогические практики, правильное питание и голодание служат развитию на физическом уровне. Ступенчатая система уроков медитации Раджадхираджа Йоги обеспечивает развитие разных уровней разума, эмоций, интеллекта и интуиции.
Занятия в студии помогают улучшить качество жизни: обрести хорошую физическую форму, установить психологическое равновесие, повысить уровень жизненной энергии и обрести внутреннюю гармонию.
Ст. метро Кантемировская. 2 подъезд, 10 этаж, 106 кв.
Мантра Йога — методика самосовершенствования, основанная на древнем знании о звуке и его воздействии на ум, тело человека и даже на окружающее пространство. Мантра Йога считается одним из самых совершенных способов обретения духовных сил и расширения сознания.
В отличие от хатха-йоги, мантра йога не предполагает какого-либо физического насилия над собой. Более того, в некоторых религиозные традициях предполагается, что современный человек уже неспособен прийти к вершинам осознания через хатха-йогу, поэтому мантра-йога сейчас более чем актуальна. В том или ином виде чтение мантр, молитв, произнесение священных звуков на протяжении тысячелетий используют все религии, что подтверждает эффективность этой практики.
Медитация — это искусство создания гармонии в теле, уме и сознании. Жизнь, наполненная медитацией, полна блаженства и красоты. Жизнь без медитации — это стресс, озабоченность и заблуждение.
В древние времена медитацию нередко считали способом жизни. И действительно, медитация не является чем-то отдельным от повседневной жизни. Во-первых, практика медитации требует регулярных занятий и, следовательно, составляет часть повседневной жизни. Во-вторых, если вы уже практиковали какой-нибудь вид медитации и освоили его, полученный опыт остается с вами и проявляется в каждом аспекте жизни.
Медитация — это не сосредоточение. При сосредоточении ум сужается, а узкий ум — это ограниченный ум. Ограниченный, направленный и сосредоточенный ум нужен, чтобы рассматривать объекты, решать проблемы, учиться языку, управлять машинами и т.д. Он нам необходим. Но не в медитации. При сосредоточении мы возводим стену сопротивления и в попытках управлять умом теряем энергию. Некоторые люди медитируют таким образом целый час, а когда заканчивают, то чувствуют усталость, потому что провели этот час в беспрерывной борьбе, отрицая все на свете, говоря «нет» всем мыслям и восприятиям и стараясь сфокусировать свой ум.
Одно из следствий медитации — состояние равновесия и покоя. В медитации человек выходит за границы своего ума, воспринимая мир целостно. В медитации невозможно быть несчастным, потому что «несчастье» — это тоже лишь категория ума, условная оценка.
Гармония, обретаемая в состоянии медитации, благотворно действует на весь организм, приводя к балансу все органы и системы. Охватывая покоем глубины подсознания, медитация исцеляет от болезней, перед которыми бессильна медицина.
Для большинства практикующих занятия медитацией вовсе не означают состояние медитации, но даже попытка медитировать наглядно показывает то, какие процессы обычно происходят у нас в уме. Наблюдая эти процессы, мы понимаем, как освободиться от мыслей, которые тяготят нас, заставляя все-время чего-то желать, чего-то бояться и в поте лица чего-то достигать.
Медитация очищает разум, который обычно пребывает в беспорядке, и образно выражаясь, смазывает его, делает более гибким, так что когда сила разума применяется в действии, в нем легко возникает целый фейерверк мыслей. Полностью успешная медитация избавляет разум от любых ошибок и противоречий, готовит его к новым ментальным опытам и восприятию интуиции. Она также повышает способность разума схватывать на лету, увеличивая объем области его внимания, что достигается практикой концентрации.
Хатха-Йога — это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы). Ахимса — это главный этический принцип, лежащий в основе Хатха-Йоги. Этические принципы Хатха-Йоги описываются в первых двух ступенях: Яма и Нияма. В древних ведических писаниях говорится, что атма (душа) находится в плену пяти жизненных потоков (поток тонкого воздуха, поток тонкой воды, поток тонкого огня, поток тонкой земли и эфира) и только Хатха-йога может освободить её из данного плена для достижения самадхи.
Каждое упражнение известным образом воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов. Специально подобранные комплексы асан, в которых важную роль играет последовательность упражнений, применяют для улучшения и укрепления здоровья, для борьбы с различными недугами. При выполнении асан учитывают: дыхание (на задержке, на вдохе или выдохе); точку, куда должно быть направлено внимание. У некоторых асан есть противопоказания к выполнению. Болезни, как считают йоги, это неправильное распределение жизненной энергии (праны) в организме, и выполнение определённых асан (а также выполнение пранаямы) ведёт к правильному перераспределению праны в организме, что и излечивает болезни, как физического плана так и психического.
Следующей, более сложной чем асаны, ступенью йоги являются дыхательные техники.
Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, задействовав скрытые резервы собственного организма, и своими силами, своей волей добиться исцеления.