Основателем этой школы является Шри Кришна Паттабхи Джойс (род. 1915), ученик Кришнамачарьи. Это достаточно «суровое» направление по требованиям, предъявляемым к физическим возможностям практикующим. Имеется в виду требования не к гибкости, а к общим ресурсам организма (степень функциональной нагрузки). Однако Паттабхи Джойс не желал адаптировать систему под ограниченные возможности учеников, так как, по его мнению, это приведет к профанации метода.
Основной книгой Паттабхи Джойса является «Йога Мала», которая в 1999 году была переведена на русский язык.
Первые западные ученики появились у Паттабхи Джойса в начале 70-х годов. В настоящее время многие из них сами являются известными инструкторами. Среди его учеников можно назвать следующие имена: Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим и Чак Миллеры, Эдди Штерн, Нэнси Гилгоф, Лино Миеле и другие. Это направление йоги начало активно распространяться на Западе после того, как один из его учеников в 1975 году организовал семинар Паттабхи Джойса в США.
Паттабхи Джойс преподавал в своей школе в Майсоре. В нее приезжает много учеников из США. Вероятно, именно поэтому плата за обучение там является одной из самых высоких в Индии. Несмотря на преклонный возраст, Паттабхи Джойс долго проводил выездные семинары в США, Австралии и некоторых странах Европы.
18 мая 2009 года, на 94 году жизни в Майсоре, Карнатака, Индия оставил тело Гуруджи Шри Кришна Паттабхи Джойс. Традиции Аштанга Виньяса Йоги, замечательный учитель и человек, внесший огромный вклад в развитие и популяризацию йоги во всем мире, всю свою долгую и плодотворную жизнь посвятивший этому бессмертному искусству.
Аштанга Виньяса Йога использует 4 последовательности, различающиеся по уровню сложности. Время выполнения последовательностей от 1,5 до 4-х часов. 1-я последовательность (самая простая) содержит такие асаны, которые в других школах даются после одного – двух лет обучения. Поэтому желательно приступать к практике Аштанга Виньяса Йоги уже имея приличную физическую подготовку и гибкость.
Важнейшей отличительной особенностью этой школы является использование виньяс в качестве связки асан. Виньяса представляет собой сокращенную версию комплекса «сурья намаскар» (приветствие солнцу). Использование виньяс в практике сильно разогревает тело, что способствует его «очищению». Минимальное количество дыханий в асане – 5-8, однако при терапевтическом их использовании их количество может доходить до 50-80.
Во время практики для полноценного обеспечения кислорода при значительной нагрузке используется дыхание «уджайи». Для поддержания осознания работы внимания используется концентрация внимания на определенных частях тела «дришти».
Эта практика «активизирующая», поэтому она так полюбилась «людям запада» и фитнесс-аудитории. Но людям активным (питта) мы бы советовали выбрать себе другой стиль - поспокойней. Ее эффект тренировки в режиме общей функциональной нагрузки превосходен, но является не лучшим для йога-терапии. Тем более мы не рекомендовали бы этот стиль людям со слабым телом.
В центре созданы все условия для того, чтобы посетители чувствовали себя комфортно: уютный зал, есть удобные раздевалки и душевая комната, также есть чайная, где можно отдохнуть до или после занятий, пообщаться с другими посетителями центра.
Стоимость вечернего занятия в будни - 300 р.
Йога Флоу («Йога в потоке») — это современный авторский стиль практики йоги, основанный Вадимом Поповым. Данный стиль сложился как результат практики, преподавания и адаптации хатха-йоги к местным физиологическим, социально-психологическим и географически-климатическим условиям.
Отличительной особенностью Йоги Флоу является то, что она предполагает творческий подход к построению урока в зависимости от целей и задач, уровня подготовки и самочувствия группы. Объединяет мягкое динамичное втекание в асану и силовой аспект, гармонично совмещая статическое и динамическое выполнение последовательности асан, синхронизируя движение и дыхание. Отличием от аштанга виньясы является то, что в данных направлениях нет четко закрепленных последовательностей. Асаны могут выполняться в произвольном порядке, с сохранением непрерывного движения и дыхания во время практики.
По эффекту воздействия стиль отличается ярко выраженным терапевтическим эффектом. После первичного воздействия на восстановление общего тонуса и энергетического уровня тела практикующего в кратчайшие сроки приводится в оптимальное состояние позвоночный столб и далее весь опорно-двигательный аппарат.
Вначале практики ученики осваивают базовые последовательности упражнений, в которых движение и фиксации отдельных форм (асан), и их сочетание с дыханием определяются инструктором. Постепенно слабое тело практика «встраивается» в более мощный поток движения и дыхания. По мере развития, практик учится ловить «поток движения» самостоятельно, и тогда уже тело не нужно принуждать. Оно само движется, следуя гармоничному потоку самой Жизни.