Дживамукти Йога — «джива» (санскр.) — душа, «мукти» — освобождение. Это авторский стиль йоги, американца Дэвида Лайфа и его жены Шэрон Гэннон. В основе стиля — Виньяса Шри Паттабхи Джойса, которую Лайф и Гэннон разнообразили новыми сочетаниями упражнений, часто напоминающими танец. В выборе названия отталкивались от санскритского слова дживанмукти - "освобождение при жизни". ". Термин "Дживамукти Йога" отражает тот факт, что вполне можно жить в мире достойной, насыщенной жизнью, развиваясь духовно, и еще при жизни достичь освобождения (самадхи).
Авторы методики настаивают на необходимости всестороннего развития, поэтому каждое занятие Дживамукти Йогой включает не только хатха-йогу, но также изучение Священных писаний (читают отрывки древних текстов), пение ментр, медитацию и развитие тонкого слуха с помощью красивой музыки.
В центрах Дживамукти Йоги пропагандируют вегетарианство. Практика асан в стиле Дживамукти Йоги основана на виньясе — последовательности асан, сочетающихся с дыханием и плавно перетекающих одна в другую.
На занятиях по Дживамукти Йоге вы будете петь "Ом" и санскритские молитвы. Вам нужно будет осознавать свое дыхание и управлять им, изучая технику пранаямы. Вы сможете послушать, как преподаватель читает фрагмент древнего текста по йоге, и участвовать в его обсуждении. Вы будете выполнять последовательность асан, соединенных дыханием и вниманием, и будете медитировать. Вам предложат соблюдать ахимсу (отказ от насилия), включающую в себя вегетарианство. Вас познакомят и с другими внутренними и внешними техниками, которые могут помочь вам достичь состояния йоги: сатсангом (правильным общением), крийя-йогой (практикой очищения) и нада-йогой (утонченным слушанием). И вы будете слушать замечательную музыку!
Хотя в Дживамукти на занятиях акцент делается на хатха-йоге (в ее наиболее развитой эзотерической форме), основу Дживамукти Йоги составляют пять элементов:
Наш метод отличается от других тем, что мы советуем ученикам включать все эти элементы в каждое занятие, а не заниматься асанами отдельно от изучения текстов, пения и медитации. Дело в том, что асаны инициируют в организме биохимические изменения, которые улучшают способность достигать состояния медитации и постигать священные писания. Подобно тому как от чтения букв нужно постепенно переходить к чтению предложений, так и от стремления стоять на голове ученикам необходимо постепенно переходить к духовной практике, ведущей к освобождению.
Йог Шри Кришнапрем как-то описал все духовные пути как тени, отбрасываемые на землю теми, кто учился летать. А мы хотим лететь! Итак, в Дживамукти мы начинаем с пения "Ом".
Мы полагаем, что обучение нужно основывать на древних текстах йоги. Преподаватели йоги должны быть способны понимать смысл изначальных текстов и применять их в современной жизни. Но здесь мы, к сожалению, встретили большое сопротивление, потому что многие преподаватели йоги никогда даже не открывали эти важные труды. На Западе многие, занимаясь йогой, не считают нужным знать священные тексты и верить в них -потому что мы не индусы. Они убеждены, что йога может стать ориентированной на тело, оставаясь по-прежнему благотворной. Мы с этим не согласны, и поэтому в начале занятия поем "Ом".
Другая причина, почему мы поем слог "Ом", - он не означает абсолютно ничего. Он не относится ни к какой религии или секте. Для этого он слишком прост. "Ом" (АУМ) состоит из трех основных звуков, которые может произнести человек: а, у, м. "Ом" сразу выводит из царства интеллекта. Он - вне мыслей и поэтому ничего не означает. Он освобождает сознание, позволяет в начале занятия почувствовать, что можно выйти за пределы мышления.
Занятия Дживамукти Йогой требуют больших физических усилий; это - словно идти по лезвию бритвы. Вызов, брошенный предвзятой оценке своих способностей, помогает выйти за пределы ограничений, наложенных вашим умом. Учитель Дживамукти Йоги посоветует вам посвятить плоды этой энергичной практики Богу - в любой форме, которую вы считаете удобной для выражения благодарности Ему.
Чтобы выявить ваше сопротивление своей глубинной природе, методы йоги должны быть достаточно сложными. Ваша истинная природа - блаженство, но, когда преподаватель просит, чтобы вы завели ногу за голову, в этот момент вы можете сопротивляться своей блаженной природе и отождествиться с физическим дискомфортом напряженных сухожилий и раздражением, связанным с этой просьбой.
Если такое сопротивление вынести на свет и наблюдать беспристрастным умом, оно довольно быстро уходит. Большинство из нас имеет тенденцию отождествляться со своими проблемами. Мы отождествляемся с борьбой эго, которое убеждено, что счастье можно получить из внешних источников. Методы йоги перемещают фокус сознания подальше от индивидуального эго и его борьбы -чтобы мы могли вновь соединиться с глубинной природой нашего существа, которая есть блаженство. Мы начинаем понимать, что длящееся счастье -внутри нас. Начиная зависеть только от внутреннего, мы становимся независимыми.
Практика достаточно жесткая, каждое занятие — вызов самому себе. Однако именно это дает требуемый результат — ученик каждый раз выходит за рамки своих ограничений, все больше осознавая, что все ограничения иллюзорны.
Хороший эффект дает сочетание различных техник саморазвития. Теоретическая часть занятий настраивает практикующего на нужный лад, физическая практика помогает на своем опыте постичь то, что о чем говорит теория.
Людям с хорошей физической подготовкой, столкнувшимся с тем, что только физических упражнений недостаточно для дальшейшего саморазвития. Практикам йоги, ищущим возможность совместить жесткую работу с телом и тонкую работу с умом.
Физически ослабленным, пожилым и очень больным людям, а также тем, кто предпочитает заниматься йогой без особого погружения в индийскую философию.
По материалам книги "Дживамукти йога. Описание стиля йоги.". Авторы: Гэннон Ш., Лайф Д.
Йога - Данс
Ирина Курис - специалист в области биоэнергетики движения.
Авторская программа включает упражнения и позы, обучающие тело релаксации (расслаблению), как базовой основе управления своим психоэмоциональным состоянием и работе в трансовых состояниях:
Ирина Викторовна Курис.
Выпускница Академии им. П.Ф. Лесгафта, специалист в области биоэнергетики движения и трансперсональной психологии. Образование - высшее. Кандидат педагогических наук, проф. Балтийской Педагогической Академии (Санкт-Петербург), руководитель отделения трансперсональной психологии и педагогики Балтийской Педагогической Академии. Действительный член ОППЛ (общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги), член Президиума АТПП. Сертифицированный тренер ЕВРОТАС, Президент Северо-Западного регионального отделения.
По первому образованию хореограф. В связи с рядом травм на позвоночнике и тазобедренных суставах, была вынуждена искать пути преодоления возможной неподвижности, обещанной медиками. Результатом многолетних поисков явилось создание уникальной авторской системы психофизической саморегуляции "Биоэнергетическая релаксационная пластика" (Йога-Данс), основанной на принципах йоги и элементах сакрального и рунического танцев. Опыт йогической практики - более 38 лет. Обучалась у российских и индийских специалистов.
В 1996 году защитила кандидатскую диссертацию на тему "Психолого-педагогические особенности обучения элементам йоги и танца в физической рекреации", после которой, по приглашению Института Планетарного Синтеза, стажировалась в Южной Индии, где изучала танец Шивы в стиле Катхакали и тантрические практики. Получила разрешение от Учителя (Ананта Пиллаи) использовать его в практике йоги.
Автор книг и статей по биоэнергетике и эзотерике движения, целительному танцу, спонтанному сакральному танцу, как средству развития творческих возможностей человека и виду психотерапии. Автор обучающих и развивающих программ, курсов, тренингов.
Йога 23
Артём Горовой, Опыт работы с 2006г.
Йога 23 – это особая методика освоения йоги. В основе этой системы – использованы традиционные техники (классические асаны йоги), применяющиеся в большинстве школ, стилей и систем практики йоги.
Ключевой принцип Y23.
Максимально возможная эффективность и безопасность практики при минимальных затратах времени. Одно из основных преимуществ йоги 23 заключается в ее системном подходе, что позволяет значительно повысить эффективность практики йоги по отношению к другим подходам, а также соблюдение основного принципа йоги – не навредить.
На начальных этапах, основное внимание уделяется работе с телом (проработке мышечного корсета), что ведет к общему оздоровлению организма, прорабатываются блоки и зажимы физического тела человека (это то, что мы можем увидеть в процессе занятий), происходят изменения на более тонких планах, т.е. балансируется и стабилизируется эмоциональный фон и ментальный (это мы можем почувствовать и понять), расширяется диапазон восприятия и повышаются способности к самоконтролю.
Таким образом, гармонизируются все проявления человеческого существа, и развивается способность осознанности, т.е. умение полностью проживать настоящий момент.
Йога в танце — форма динамической медитации и релаксации, где движения сочетаются с дыханием. Йога в танце сродни искусству цигун и другим динамическим техникам, основанным на работе с внутренней энергией.
Движения йога-танца (также как и асаны хатха-йоги) строятся по линиям сакральной геометрии (науки о соотношении геометрических форм в мироздании). Истинный танец йогина рождается спонтанно, когда его ведет пробужденная сила Кундалини. Тогда движения тела следуют за направлением энергетических потоков. Часто так и рождаются новые виды йоги и танца.
Сегодня в йога-центрах и фитнес-клубах преподают совершенно разные «йога-танцы». Иногда это индийские ритуальные (храмовые) движения. Иногда — смесь йоги и пласт. Большую важность в танцевальной йоге имеют мудры и хасты — символические жесты, направляющие течение тонкой энергии. Иногда — авторские методики, основанные на глубоком понимании энергетической структуры человека и мироздания, как, например, Танец Шивы — разработка Андрея Лаппы, или танцевальная йога Владимира Негадаева. В некотором роде схожи с танцевальной йогой динамические комплексы Андрея Сидерского и Шандора Ремете.
Традиционная статичная хатха-йога требует от практикующего значительной выдержки. Будучи неспособными задержать внимание на одном предмете даже на несколько секунд, многие люди испытывают психоз от маломальского статичного напряжения. Для таких людей йога в танце — просто спасение. Смена движений занимает внимание, координация движения и дыхания упорядочивает работу мозга, успокаивает течение мыслей, приводя практикующего к гармонии. Достигая внутреннего баланса, люди удивляются тому, как просто как просто им становится жить!
Йога в танце как форма динамической медитации и релаксации, как искусство управления телом и дыханием, помогает избавиться от хронической усталости, агрессии, раздражительности и стресса. Практикующий уравновешивает течение внутренних энергий и тем самым избавляется от недугов, рожденных эмоциональными и ментальными перегрузками. Регулярная практика укрепляет иммунитет, репродуктивные функции, развивает память и интуицию, наполняет энергией, восстанавливает полноту ощущений и приводит человека к блаженному ощущению единства со всей Вселенной. Постепенно практикующий учится превращать в танец каждое свое движение, и тогда каждый момент его жизни становится произведением искусства. На определенной ступени освоения йоги в танце достигается состояние, когда движения основываются уже не на теоретическом знании и повторении, но на тонком чувствовании структуры танца. Тогда ученик сам становится учителем.
Методическая система освоения гимнастики йогов, разработанная мастером йоги Андреем Сидерским (Киев). Двадцать три набора упражнений отличаются друг от друга сложностью (5 стадий) и назначением (для групповых тренировок, персональных программ, для инструкторов и специализированные — для подготовки фридайверов, спецназа и даже космонавтов).
Большинство упражнений — классические, встречающиеся и в других школах йоги. Не используются асаны, которые, по мнению Мастера – Сидерского, в данный момент противопоказаны 70 процентам йога-практиков западного склада тела и ума.
Методика Йога 23 делает вход в практику классической Хатха-йоги как можно более эффективным и безопасным для людей с европейским менталитетом и европеоидным типом строения опорно-двигательного аппарата. Освоив эту гимнастику, можно пользоваться любой другой методикой или разработать свой стиль практики.
«Статика» при выполнении асан применяется в комплексе с авторскими энергодинамическими и дыхательными техниками. На занятиях используют особые ритмы дыхания с паузами на вдохе и выдохе. Никаких религиозных, философских или идеологических «привязок» — только личный опыт каждого.
Практика связана с приличными физическими нагрузками, которые укрепляют тело, благотворно влияют на кровеносную и нервную системы организма, выравнивают гормональный баланс и уже на первой стадии дают «пси-эффект» - стабилизацию эмоциональной сферы и состояния ума.
Психоделический эффект «зашит» в геометрии каждого упражнения. Последовательности построены так, чтобы «информационный» аспект практики проявлялся наиболее полно. Фигуры, которые принимает тело, предстают в роли букв некого универсального алфавита. Составленные в определенном порядке, они несут в себе силу Слова — содержание, которое меняется, если переставить буквы местами. Физиологическое и энергетическое воздействие упражнений при таком подходе значительно усиливается.